В этом маленьком методическом пособии вы познакомитесь с разными взорами на состояние волнения. Зачастую люди устремляются недопустить этого состояния, но мы с вами побеседуем о том, почему главно глядеть в личико собственной тревоге и что происходит с теми, кто удирает от нее. Также мы побеседуем о том, чем различается ужас от волнения; какая тревога нормальна, а какая – нет; какие есть методы посодействовать себе дружно жить совместно с опаской, но не пробовать задавить ее в себе, провоцируя тем самым лишь нарастание напряжения.
Страх и тревога: синонимы, или разные понятия?
Очень нередко люди путают эти два состояния, но на самом деле ужас и тревога – не одно и то же. Давайте совместно разберемся, в чем состоят отличия. Это дозволит нам лучше осмысливать себя. Для этого начнем с такового понятия, как испуг. Что такое испуг?Это реакция, которая возникает в тот момент, когда человек сталкивается с чем-то неожиданным, что может как-то грозить его жизни.
Представьте себе, вы задумались о чем-то главном, шагаете себе, ни на что не обращая внимание. Подходите к пешеходному переходу и начинаете переходить дорогу. И, вдруг, внезапно раздается звучный звук сигнала, проезжающего с великий скоростью кара. Вы резко замираете, глаза у вас обширно раскрываются, тело напряжено, вы готовы бегать или биться за свою жизнь.
Подобная реакция и есть испуг. Она невольна, автоматична. По-сути дела – это наше наследие королевства животных. Реагируя на неожиданную опасность жизни, наш организм автоматом приготовляется или к борьбе за свое существование, или к бегству от опасности. Все это чрезвычайно природно, и дословно необходимо существу, которое обязано выживать в тяжелых окружающих критериях. Позднее мы с вами еще коснемся вопросца физиологической реакции жителя нашей планеты в ситуации стресса и волнения, здесь же давайте побеседуем о том, что происходит опосля испуга.
Уже довольно издавна группа южноамериканских исследователей выделила три главные реакции, которые следуют за испугом. Это гнев, ужас и энтузиазм. Посмотрим на их подробнее. Гнев – это природная эмоция жителя нашей планеты, которая дозволяет ему оберегать себя. По-сути дела, гнев несет с собой великий всплеск энергии. Ее человек может навести на борьбу с недругом, который грозит его жизни. Страх – тоже чрезвычайно природная эмоция, она говорит о том, что угроза велика, и совладать с ней человек не способен. Страх подталкивает жителя нашей планеты выручать свою жизнь, удаляясь от опасности. Довольно нередко ужас и гнев сплетены воедино. Пожалуй, можнож разговаривать о том, что человек сначала испытывает ужас, а позже, оценив ситуацию и неосознанно взвесив свои силы, или переходит в пришествие, сердясь, или с усилившимся ужасом удаляется от опасности. Ну, и, заключительная эмоция – это энтузиазм. Она возникает в случае, когда человек, опосля испуга не видит настоящей опасности для собственной жизни, тогда он может с энтузиазмом изучить: «А что все-таки меня так напугало?».
И, в конце концов, мы подошли к вопросцу различий меж ужасом и опаской. Последняя нередко не имеет некий однозначной связи с настоящей ситуацией. Если у кошмара есть конкретный объект во наружном мире, на который мы реагируем, то у волнения такового объекта нет. Тревога переживается как неясное и невыносимое предчувствие надвигающейся катастрофы. Проще это показать на образце. Допустим, идете вы по улице, и внезапно из-за угла выскакивает собака, которая начинает на вас лаять. В данной ситуации мы традиционно ощущаем ужас. А вот в ситуации, когда мы идем по улице и предвкушаем, что из-за угла может выскочить какая-то собака и укусить нас – мы испытываем тревогу. Тревога может иметь различную интенсивность от легкого волнения до панического кошмара, когда человек непрерывно озирается по граням, ждя нападения, или же вообщем перестает выходить из дома, боясь того, что на улице есть ужасные собаки.
Воображение и тревога
Последний пример показывает нам узкую связь воображения и волнения. Для того чтоб начать беспокоиться нам необходимо представить себе какую-то картину ужасных событий, ждущих нас впереди. Порой это не непременно зрительные образы, мы можем вспомнить какие-то чувства, чувства, которые были у нас в схожей ситуации и начать испытывать тревогу.
Тревога – это непрерывно переживание, направленное в будущее. Поэтому, для того, чтоб лучше выдерживать тревогу главно уметь, во-1-х, отделяться от собственного воображения, и во-2-х, уметь концентрироваться на конкретной действительности, которая есть вокруг нас в данный момент. Как это сделать?Давайте попробуем выполнить несколько упражнений.
«Растождествление»
Прием, под заглавием «растождествление» был предложен в одном из направлений психотерапии – психосинтезе(схоже, одолжён он из восточных духовных практик). Идея здесь такая. У каждого жителя нашей планеты есть внутренняя структура, которую мы традиционно именуем «Я». У кого-либо она быть может наиболее мощной, наиболее устойчивой, у кого-либо наименее. Это «Я» может следить за теми действиями, которые происходят снутри нас, также созидать наружный мир. «Я», ежели оно владеет достаточной силой, способно обращать действия, поступки жителя нашей планеты в определенное русло, также оно способно предоставлять человеку чувство опоры в тот момент, когда его захлестывают мощные эмоции.
Предполагается, что человек может отождествлять себя с разными предметами наружного мира(моя одежда, машинка, квартира – необыкновенная часть «Я»), своими внутрипсихическими действиями(мои идеи, чувства, идеи, убеждения – тоже «Я»), иногда и с иными людьми он тоже может себя отождествить(моя супруга, ребенок, мама, отец – часть моего «Я»). Отождествляя себя со всеми этими сочиняющими жизни, человек может сильно переживать, к образцу, ситуацию, когда он едет в метро в запачканной одежде, как уязвимость для собственного Я, собственного самоуважения. Или же сталкиваясь с сильными ощущениями(вина, обида, стыд, тревога и т.п.)и переживаниями, отождествляясь с ими, он может утопать в тех состояниях, которые к нему пришли и утрачивать всяческий контроль над собой.
Техника «растождествления» дозволяет человеку занять великую дистанцию по отношению ко всем сиим сочиняющим жизни, что дает большее чувство независимости, внутренней силы и опоры.
К образцу, завтра вам предстоит некий экзамен, и вы подмечаете, что начинаете утрачивать над собой контроль. Вы не можете сосредоточиться, тревога начинает разрастаться, фантазии о завтрашней неудаче обхватывают вас. Чтобы посодействовать себе вернуть равновесие, главно остановиться и пробовать разделять свое «Я» от всех этих переживаний, которыми вы оказались охвачены. Сделать это можнож с поддержкою разговора с самим собой. Выглядит это приблизительно так:
«Мои переживания по предлогу завтрашнего экзамена – это не я сам( а). Я – это то, что следит за всем течением жизни. Мое Я непрерывно остается постоянным. Чувства, идеи, состояния, действия жизни - изменяются, а мое Я остается постоянным и следит за всеми этими сменами. Происходит скопление новейшего опыта, познаний, растет понимание жизни, жителей нашей планеты, но при всем этом, мое Я остается самостоятельным и устойчивым. Мои переживания и чувства – это не Я сам( а). Они скоротечны, на данный момент – одни; завтра - иные. Сегодня я кого-либо люблю, завтра терпеть не могу. Сегодня беспокоюсь, завтра успокаиваюсь. Состояния изменяются, но мое Я, которое за всем сиим следит остается постоянным. Все, что я приобретаю или утрачиваю в жизни – прибывает и уходит. Деньги, квартира, машинка, одежда – вчера этого не было у меня, на данный момент есть, завтра может не быть. Но при всем этом Я остаюсь. Что бы не происходило в моей жизни, мое Я сохраняется и оно – непосредственно то, что является постоянной опорой в моей жизни. Завтра мне предстоит тяжелая ситуация, но мой фуррор – это не Я сам( а), мое поражение – это не Я сам( а), мой престиж – не Я сам( а), все это прибывает и уходит. То, какую я получу оценку – главно, но эта оценка дается моим познаниям, но не моему Я, которое самостоятельно от всех познаний и оценок. Мое Я ценно само по себе безо всяких критерий. Оно – сама жизнь, которая есть во мне. Все остальное прибывает и уходит».
Здесь я привел пример того, как можнож побеседовать с самим собой, чтоб немножко растождествиться(отделиться)от собственных переживаний, ожиданий и т.п. Это может дозволить ощутить себя наиболее самостоятельным от внутренних состояний и наружных событий, давая возможность лучше выдерживать трудные ситуации, быть наиболее безмятежным. Вы можете поэкспериментировать с тем, какие слова разговаривать себе в трудные моменты. Главное – понять идею. Если вы можете разделять свое Я от тех переживаний, которые вас захлестнули, и глядеть на их, как на реку, которая течет, но не уносит за собой вас, стоящего на берегу, - то отыскать нужные слова и посодействовать себе растождествиться с тем, что не дает на данный момент покоя, у вас непременно получится.
Сосредоточение на чувствах
Второй момент, о котором мы условились побеседовать ранее – это то, как можнож подсоблять себе концентрироваться на действительности, но не на воображении. Ведь ежели вы можете переключиться на то, что происходит в данный момент во наружном мире, то тревога, которая тащит вас на дно, отрывая от действительности, начнет равномерно утихать.
Давайте попробуем сделать вот такое упражнение:
Сядьте поудобнее, так, чтоб вам было уютно провести в таком положении достаточное количество медли. Я буду задавать вам вопросцы, обращая ваше внимание, а вы попытайтесь отвечать на их, обрисовывая своим внутренним гласом то, что ощущаете. Чувствуете ли вы то, как ваша спина соприкасается с тем, на чем вы сидите?Можете ощутить вес тела, который нажимает на сидение?Спина, ягодицы, верхняя часть ног – ощущаете давление в этих долях тела?Можете ли ощутить то, как стоят на полу ваши ноги?Одинаково ли они стоят?Какой ноге наиболее комфортно, правой или левой?Чувствуете подошву вашей обуви?А носки, ежели они у вас есть, можете ощутить?Давит ли резинка от носков?Если да, то на какой ноге посильнее?Что на вас одето, штаны, джинсы, юбка?Можете ощутить то, как ткань соприкасается с шкурой ваших ног?А сверху что на вас одето?Чувствуете, как ткань дотрагивается к вашему телу?Попробуйте ощутить температуру в том месте, где вы находитесь. Есть ли разница меж тем, что ощущают открытые доли вашего тела и те, что находятся под одеждой?Какой доли вашего тела теплее всего, а какой холоднее?Есть ли на вас часы, кольца, серьги?Попробуйте ощутить по-отдельности, как тот или другой девайс дотрагивается к вашему телу. Вы подмигиваете?Можете ощутить, как схлопываются реснички?А волосы на голове можете ощутить?Если у вас длинноватые волосы, дотрагиваются ли они к шейке, или же у вас тугая резинка?Ощущаете эти прикосновения или давление?Замечаете ли вы, как дышите?Дышите носом или ртом?Если носом, расширяются ли ноздри?Какая ноздря дышит лучше?Можете ощутить, как холодный воздух проходит через нос или рот, движется вниз в легкие, когда вы вдыхаете?Можете ощутить, как теплый воздух выходит на поверхность в момент выдоха?Комфортно ли вам дышать?Приятен ли вам вдох?А выдох?Попробуйте отыскать для себя приятный вдох, который доставлял бы вам наслаждение и приятный выдох, тоже доставляющий наслаждение. Подышите так некое время. Чувствуете ли вы, как в момент вдоха все мускулы вашей грудной клеточки движутся?При вдохе грудная клеточка расширяется, при выдохе сужается. Чувствуете это?Есть таковая мускула, величается она диафрагма. Находится она немножко ниже центра груди в области животика. В момент вдоха она спускается, принуждая легкие расширяться. В момент выдоха выталкивает из легких воздух. Если вы положите руки чуток ниже солнечного сплетения, то можете ощутить, как она движется. Ощущаете ее движение?Если вы дышите так, как вам приятно, то движения диафрагмы будут плавными и ровненькими. Попробуйте сейчас услышать, что происходит вокруг вас. Но при всем этом берегите чувство собственного тела, не утрачивая его из поля вашего внимания. Есть ли у вас некий шум за окном?Есть ли часы?Они тикают?Может быть, лампа мигает и жужжит?Или рядом комп, и его вентилятор издает шум?А может, вы едете в метро?Слышите, как стучат колеса?Как скрипят отдельные доли вагона?Шум за окном звучный?Попробуйте смонтировать воедино те звуки, которые вас окружают приблизительно так же, как мы делали это с ощущениями. Это упражнение можнож продолжать, сосредотачиваясь на том, что вы видите. Но мы с вами будем плавненько заканчивать. Есть ли какие-то конфигурации в вашем состоянии опосля того, как вы сделали это упражнение?Что было сначала, что на данный момент?Вам безмятежнее?
Вы можете проделывать сходственные упражнения в тот момент, когда ощущаете, что тревога засасывает вас, и вы утрачиваете над собой контроль. Возвращаясь в действительность, вы устанавливаете крепкую связь меж своим внутренним миром и наружным. Для волнения отличительно переживание крушения внутреннего мира, отрыва от действительности и здесь, в этом упражнении, мы устремляемся этот разрыв преодолеть и вернуть баланс.
Как тревога переживается на телесном уровне?
Что еще главно знать о тревоге?Ее главно узнавать. Часто люди принимают переживание волнения за сердечный приступ, или астматический приступ. Им кажется, что сердечко на данный момент выскочит из груди, и они умрут, или они задохнутся от нехватки кислорода. Давайте немножко побеседуем о том, как тревога переживается на телесном уровне.
Организм, переживающий опасность и предвкушающий катастрофу, начинает приготовляться к ней. Чтобы совладать с опасностью, организму необходимо мобилизоваться(ведь он обязан или драться с опасностью, или удирать, таковы базисные механизмы реагирования на опасность). Естественными являются вот такие проявления:
- Сердцебиение учащается, чтоб обеспечить приток крови к мускулам, потому что это необходимо в надвигающейся борьбе.
- Сужение периферических сосудов приводит к увеличению давления крови, приводя организм к состоянию завышенной готовности, человек «бледнеет от страха».
- «Холодный пот» предшествует природному потоотделению, которое является результатом мышечной активности.
- Человек начинает дрожать, и волосяной покров на теле поднимается, чтоб сохранить тепло и защитить организм от завышенной опасности мороза(также соединено с сужением сосудов).
- Дыхание становится наиболее глубочайшим, чтоб обеспечить достаточный запас кислорода.
- Зрачки расширяются, что дозволяет лучше осматривать надвигающуюся опасность.
- Деятельность пищеварительной системы приостанавливается, потому что вся кровь нужна для скелетных мускул.
- Во рту чувствуется сухость, потому что убавляется слюноотделение, и соответственно приостанавливается выделение желудочного сока.
- Отмечается тенденция к опорожнению мочевого пузыря и кишечного тракта; это также явные процессы, имеющие понятную практическую функцию высвобождения организма для активной деятельности.
Здесь чрезвычайно коротко перечислены некие реакции организма в ситуации опасности. Если выучиться узнавать их и осмысливать, что вы испытываете тревогу, то таковых реакций можнож закончить опасаться и равномерно выучиться принимать их как данность, что в свою очередь будет снижать уровень внутреннего напряжения. Ведь от волнения еще никто не помирал, а вот запугивая себя тем, что «это погибель ваша пришла», совместно с сердцебиением и досадными ощущениями, можнож тревогу чрезвычайно просто усилить, притом дорастить ее дословно до паники.
Тревога – наш самый лучший учитель
Эта мысль принадлежит знаменитому датскому философу С.Кьеркегору. Давайте обсудим ее. Вообще разговаривая, этот мыслитель много медли предназначил исследованию переживания волнения и сделал много главных и ценных психологических открытий. Он разговаривал о том, что тревога непрерывно сопровождает жителя нашей планеты, когда тот выходит за свои обыкновенные пределы, когда пробует расширить собственный жизненный мир.
Человек может чрезвычайно сильно сузить собственный мир, пытаясь недопустить волнения. В психотерапевтической практике временами можнож встретить жителей нашей планеты, которые дословно прекращают выходить из дома, чтоб не сталкиваться с придумываемыми угрозами наружного мира. Подобным образом мы склонны ограничивать себя от общественных выступлений, поездок в иные страны, общения с новенькими и необыкновенными людьми и т.п.
Поэтому С.Кьеркегор разговаривал о том, что довольно просто можнож одурачить действительность и ускользнуть от ее требований или задач, сделав вид, что все это не так главно, или же успокоив себя каким-то другим методом. А вот от волнения человеку уйти невероятно другим методом, не считая как встретиться с ней личиком к личику. «Тревога – наш самый лучший учитель», - разговаривает Кьеркегор, подразумевая то, что тревога учит нас жизни, она непрерывно показывает нам те плоскости существования, в каких мы пока еще не посещали и к которым еще не привыкли. Тревога показывает нам направление развития нашей личности. Расширяя простор нашего жизненного мира, преодолевая тревогу, следуя за ней, мы развиваем нашу личность, делая ее богаче и посильнее.
Также в XX веке жил примечательный психотерапевт В.Франкл, который предложил способ работы с опаской под заглавием «парадоксальная интенция». Он недалёк по духу к думам Кьеркегора. Давайте в завершении нашего с вами разговора о тревоге поглядим на данный способ и то, как его можнож применять в собственной жизни.
Метод парадоксальной интенции
Суть способа чрезвычайно проста. Нужно захотеть сделать то, чего же вы боитесь. Или захотеть, чтоб с вами произошли действия, которых вы боитесь. Что здесь имется в виду?Давайте поглядим, как смотрится внедрение данной идеи на практике.
Франкл обрисовывал один вариант, когда к нему пришел человек, чрезвычайно сильно опасающийся общественных выступлений. В разговоре с ним стало светло, что он опасается сильно покраснеть в момент выступления, опасается начать обливаться, позже и заикаться. Все это было соединено с людьми, которые могли следить за ним. Он также опасался, что люди будут смеяться над ним.
Этот человек пришел к Франклу, потому что в наиблежайшие дни ему предстояло еще одно главно общественное выступление, и он опасался катастрофы. Что сделал Франкл?Он предложил этому человеку разговаривать себе приблизительно последующие слова, когда тот выйдет на сцену: «Итак, я хочу на данный момент как можнож посильнее покраснеть. Я покажу сиим людям, как я могу это делать. Сейчас я так покраснею, как не алел ни один человек до меня. А еще, я умышленно на данный момент обольюсь позже. Пускай они видят, как по моему личику текут ручьи. Я хочу, чтоб они видели все это и смеялись надобно мной. А еще я буду на данный момент умышленно заикаться. Я постараюсь сделать так, чтоб одно предложение продолжалось минутку, а то и больше. Пускай люди злятся на меня, смеются надобно мной. Я умышленно вызову у их такую реакцию».
Когда этот человек пробовал настроить себя сходственным образом перед будущим выступлением, то он нашел, что тревога утихает. Выходя на сцену, он разговаривал себе, что на данный момент покажет всем, как он умеет опасаться с двойной силой. И, феноминальным образом, его тревога притихла. Ему не удалось вынудить себя опасаться посильнее, чем это было природно для данной ситуации.
Что здесь главно?Во-первых, в ситуации, когда вы испытываете сильную тревогу, вы превращаетесь в пассивный объект, на который эта тревога повлияет. Когда же вы пытаетесь сознательно ее вызвать и идете ей на встречу, то вы занимаете активную позицию по отношению к ней, что природным образом дает вам чувство большего контроля над ситуацией. Во-вторых, когда вы пытаетесь усилить свои переживания и тревогу, и у вас это не выходит, то вы обнаруживаете границы этих переживаний. Без этого их безграничность и поглощающий нрав сильно стращают и наращивают напряжение. В-третьих, главно осмысливать, что чем меньше вы избегаете чего-то в собственной жизни, тем слабее становится тревога. И напротив, чем больше вы избегаете тех же общественных выступлений, тем посильнее вы будете беспокоиться, когда вам выпадет шанс показать себя.
Главное здесь – осмысливать, что ежели вы желаете закончить чего-то опасаться в собственной жизни, то рано или поздно вам придется поглядеть собственной тревоге прямо в личико и сделать то, чего же вы боитесь. Другого пути нет. Но ежели вы будете делать это нередко, и будете стараться трезво глядеть на мир и на самого себя, то в целом уровень волнения в вашей жизни будет понижаться. Вообще избавиться от волнения невероятно, ведь это чрезвычайно главная эмоция, стоящая на службе нашего организма и нашей личности. Но понизить уровень волнения можнож, к образцу, используя ту же технику парадоксальной интенции и встречаясь, с разными тревожащими вас ситуациями.
Заключение
В этом маленьком пособии мы с вами бросили беглый взор на делему волнения. Если вы готовы наиболее глубоко погрузиться в исследование данной темы, то могу посоветовать вам пару книжек. Ролло Мэй в книжке «Смысл тревоги» чрезвычайно превосходно собирает воедино разные взоры биологов, психологов, физиологов, философов на делему волнения. С.Кьеркегор в трудах «Страх и трепет», «Болезнь к смерти» проводит глубочайший анализ парадокса волнения, но сходу предостерегаю, тексты его чрезвычайно трудны для неподготовленного читателя. Могу посоветовать удивительные книжки К.Хорни «Невротическая личность нашего времени»(наиболее доступна для неподготовленного читателя)и «Невроз и личностный рост». В этих книжках в чрезвычайно живой и доступной манере разбираются внутренние предпосылки волнения и иных эмоциональных состояний жителя нашей планеты. Если вы желаете почитать что-то чрезвычайно обычное и практичное, то неустрашимо можете взяться за книжку А.Курпатова «Счастлив по собственному желанию».
Если же вы разумеете, что сталкиваетесь с трудностями в переживании волнения и сами не справляетесь, то совсем не зазорно обратиться за психологической поддержкою к профессионалу. Только главно осмысливать, что работа с психологом может занять довольно великое количество медли. И не стоит ожидать решения всех ваших заморочек за одну консультацию. А также главно осмысливать, что работа с психологом – это тяжелая, иногда невыносимая и досадная процедура, требующая от вас много сил и энергии, также великого желания что-то в собственной жизни поменять самому.
Автор - психолог Константин Каракуца
Страх и тревога: синонимы, или разные понятия?
Очень нередко люди путают эти два состояния, но на самом деле ужас и тревога – не одно и то же. Давайте совместно разберемся, в чем состоят отличия. Это дозволит нам лучше осмысливать себя. Для этого начнем с такового понятия, как испуг. Что такое испуг?Это реакция, которая возникает в тот момент, когда человек сталкивается с чем-то неожиданным, что может как-то грозить его жизни.
Представьте себе, вы задумались о чем-то главном, шагаете себе, ни на что не обращая внимание. Подходите к пешеходному переходу и начинаете переходить дорогу. И, вдруг, внезапно раздается звучный звук сигнала, проезжающего с великий скоростью кара. Вы резко замираете, глаза у вас обширно раскрываются, тело напряжено, вы готовы бегать или биться за свою жизнь.
Подобная реакция и есть испуг. Она невольна, автоматична. По-сути дела – это наше наследие королевства животных. Реагируя на неожиданную опасность жизни, наш организм автоматом приготовляется или к борьбе за свое существование, или к бегству от опасности. Все это чрезвычайно природно, и дословно необходимо существу, которое обязано выживать в тяжелых окружающих критериях. Позднее мы с вами еще коснемся вопросца физиологической реакции жителя нашей планеты в ситуации стресса и волнения, здесь же давайте побеседуем о том, что происходит опосля испуга.
Уже довольно издавна группа южноамериканских исследователей выделила три главные реакции, которые следуют за испугом. Это гнев, ужас и энтузиазм. Посмотрим на их подробнее. Гнев – это природная эмоция жителя нашей планеты, которая дозволяет ему оберегать себя. По-сути дела, гнев несет с собой великий всплеск энергии. Ее человек может навести на борьбу с недругом, который грозит его жизни. Страх – тоже чрезвычайно природная эмоция, она говорит о том, что угроза велика, и совладать с ней человек не способен. Страх подталкивает жителя нашей планеты выручать свою жизнь, удаляясь от опасности. Довольно нередко ужас и гнев сплетены воедино. Пожалуй, можнож разговаривать о том, что человек сначала испытывает ужас, а позже, оценив ситуацию и неосознанно взвесив свои силы, или переходит в пришествие, сердясь, или с усилившимся ужасом удаляется от опасности. Ну, и, заключительная эмоция – это энтузиазм. Она возникает в случае, когда человек, опосля испуга не видит настоящей опасности для собственной жизни, тогда он может с энтузиазмом изучить: «А что все-таки меня так напугало?».
И, в конце концов, мы подошли к вопросцу различий меж ужасом и опаской. Последняя нередко не имеет некий однозначной связи с настоящей ситуацией. Если у кошмара есть конкретный объект во наружном мире, на который мы реагируем, то у волнения такового объекта нет. Тревога переживается как неясное и невыносимое предчувствие надвигающейся катастрофы. Проще это показать на образце. Допустим, идете вы по улице, и внезапно из-за угла выскакивает собака, которая начинает на вас лаять. В данной ситуации мы традиционно ощущаем ужас. А вот в ситуации, когда мы идем по улице и предвкушаем, что из-за угла может выскочить какая-то собака и укусить нас – мы испытываем тревогу. Тревога может иметь различную интенсивность от легкого волнения до панического кошмара, когда человек непрерывно озирается по граням, ждя нападения, или же вообщем перестает выходить из дома, боясь того, что на улице есть ужасные собаки.
Воображение и тревога
Последний пример показывает нам узкую связь воображения и волнения. Для того чтоб начать беспокоиться нам необходимо представить себе какую-то картину ужасных событий, ждущих нас впереди. Порой это не непременно зрительные образы, мы можем вспомнить какие-то чувства, чувства, которые были у нас в схожей ситуации и начать испытывать тревогу.
Тревога – это непрерывно переживание, направленное в будущее. Поэтому, для того, чтоб лучше выдерживать тревогу главно уметь, во-1-х, отделяться от собственного воображения, и во-2-х, уметь концентрироваться на конкретной действительности, которая есть вокруг нас в данный момент. Как это сделать?Давайте попробуем выполнить несколько упражнений.
«Растождествление»
Прием, под заглавием «растождествление» был предложен в одном из направлений психотерапии – психосинтезе(схоже, одолжён он из восточных духовных практик). Идея здесь такая. У каждого жителя нашей планеты есть внутренняя структура, которую мы традиционно именуем «Я». У кого-либо она быть может наиболее мощной, наиболее устойчивой, у кого-либо наименее. Это «Я» может следить за теми действиями, которые происходят снутри нас, также созидать наружный мир. «Я», ежели оно владеет достаточной силой, способно обращать действия, поступки жителя нашей планеты в определенное русло, также оно способно предоставлять человеку чувство опоры в тот момент, когда его захлестывают мощные эмоции.
Предполагается, что человек может отождествлять себя с разными предметами наружного мира(моя одежда, машинка, квартира – необыкновенная часть «Я»), своими внутрипсихическими действиями(мои идеи, чувства, идеи, убеждения – тоже «Я»), иногда и с иными людьми он тоже может себя отождествить(моя супруга, ребенок, мама, отец – часть моего «Я»). Отождествляя себя со всеми этими сочиняющими жизни, человек может сильно переживать, к образцу, ситуацию, когда он едет в метро в запачканной одежде, как уязвимость для собственного Я, собственного самоуважения. Или же сталкиваясь с сильными ощущениями(вина, обида, стыд, тревога и т.п.)и переживаниями, отождествляясь с ими, он может утопать в тех состояниях, которые к нему пришли и утрачивать всяческий контроль над собой.
Техника «растождествления» дозволяет человеку занять великую дистанцию по отношению ко всем сиим сочиняющим жизни, что дает большее чувство независимости, внутренней силы и опоры.
К образцу, завтра вам предстоит некий экзамен, и вы подмечаете, что начинаете утрачивать над собой контроль. Вы не можете сосредоточиться, тревога начинает разрастаться, фантазии о завтрашней неудаче обхватывают вас. Чтобы посодействовать себе вернуть равновесие, главно остановиться и пробовать разделять свое «Я» от всех этих переживаний, которыми вы оказались охвачены. Сделать это можнож с поддержкою разговора с самим собой. Выглядит это приблизительно так:
«Мои переживания по предлогу завтрашнего экзамена – это не я сам( а). Я – это то, что следит за всем течением жизни. Мое Я непрерывно остается постоянным. Чувства, идеи, состояния, действия жизни - изменяются, а мое Я остается постоянным и следит за всеми этими сменами. Происходит скопление новейшего опыта, познаний, растет понимание жизни, жителей нашей планеты, но при всем этом, мое Я остается самостоятельным и устойчивым. Мои переживания и чувства – это не Я сам( а). Они скоротечны, на данный момент – одни; завтра - иные. Сегодня я кого-либо люблю, завтра терпеть не могу. Сегодня беспокоюсь, завтра успокаиваюсь. Состояния изменяются, но мое Я, которое за всем сиим следит остается постоянным. Все, что я приобретаю или утрачиваю в жизни – прибывает и уходит. Деньги, квартира, машинка, одежда – вчера этого не было у меня, на данный момент есть, завтра может не быть. Но при всем этом Я остаюсь. Что бы не происходило в моей жизни, мое Я сохраняется и оно – непосредственно то, что является постоянной опорой в моей жизни. Завтра мне предстоит тяжелая ситуация, но мой фуррор – это не Я сам( а), мое поражение – это не Я сам( а), мой престиж – не Я сам( а), все это прибывает и уходит. То, какую я получу оценку – главно, но эта оценка дается моим познаниям, но не моему Я, которое самостоятельно от всех познаний и оценок. Мое Я ценно само по себе безо всяких критерий. Оно – сама жизнь, которая есть во мне. Все остальное прибывает и уходит».
Здесь я привел пример того, как можнож побеседовать с самим собой, чтоб немножко растождествиться(отделиться)от собственных переживаний, ожиданий и т.п. Это может дозволить ощутить себя наиболее самостоятельным от внутренних состояний и наружных событий, давая возможность лучше выдерживать трудные ситуации, быть наиболее безмятежным. Вы можете поэкспериментировать с тем, какие слова разговаривать себе в трудные моменты. Главное – понять идею. Если вы можете разделять свое Я от тех переживаний, которые вас захлестнули, и глядеть на их, как на реку, которая течет, но не уносит за собой вас, стоящего на берегу, - то отыскать нужные слова и посодействовать себе растождествиться с тем, что не дает на данный момент покоя, у вас непременно получится.
Сосредоточение на чувствах
Второй момент, о котором мы условились побеседовать ранее – это то, как можнож подсоблять себе концентрироваться на действительности, но не на воображении. Ведь ежели вы можете переключиться на то, что происходит в данный момент во наружном мире, то тревога, которая тащит вас на дно, отрывая от действительности, начнет равномерно утихать.
Давайте попробуем сделать вот такое упражнение:
Сядьте поудобнее, так, чтоб вам было уютно провести в таком положении достаточное количество медли. Я буду задавать вам вопросцы, обращая ваше внимание, а вы попытайтесь отвечать на их, обрисовывая своим внутренним гласом то, что ощущаете. Чувствуете ли вы то, как ваша спина соприкасается с тем, на чем вы сидите?Можете ощутить вес тела, который нажимает на сидение?Спина, ягодицы, верхняя часть ног – ощущаете давление в этих долях тела?Можете ли ощутить то, как стоят на полу ваши ноги?Одинаково ли они стоят?Какой ноге наиболее комфортно, правой или левой?Чувствуете подошву вашей обуви?А носки, ежели они у вас есть, можете ощутить?Давит ли резинка от носков?Если да, то на какой ноге посильнее?Что на вас одето, штаны, джинсы, юбка?Можете ощутить то, как ткань соприкасается с шкурой ваших ног?А сверху что на вас одето?Чувствуете, как ткань дотрагивается к вашему телу?Попробуйте ощутить температуру в том месте, где вы находитесь. Есть ли разница меж тем, что ощущают открытые доли вашего тела и те, что находятся под одеждой?Какой доли вашего тела теплее всего, а какой холоднее?Есть ли на вас часы, кольца, серьги?Попробуйте ощутить по-отдельности, как тот или другой девайс дотрагивается к вашему телу. Вы подмигиваете?Можете ощутить, как схлопываются реснички?А волосы на голове можете ощутить?Если у вас длинноватые волосы, дотрагиваются ли они к шейке, или же у вас тугая резинка?Ощущаете эти прикосновения или давление?Замечаете ли вы, как дышите?Дышите носом или ртом?Если носом, расширяются ли ноздри?Какая ноздря дышит лучше?Можете ощутить, как холодный воздух проходит через нос или рот, движется вниз в легкие, когда вы вдыхаете?Можете ощутить, как теплый воздух выходит на поверхность в момент выдоха?Комфортно ли вам дышать?Приятен ли вам вдох?А выдох?Попробуйте отыскать для себя приятный вдох, который доставлял бы вам наслаждение и приятный выдох, тоже доставляющий наслаждение. Подышите так некое время. Чувствуете ли вы, как в момент вдоха все мускулы вашей грудной клеточки движутся?При вдохе грудная клеточка расширяется, при выдохе сужается. Чувствуете это?Есть таковая мускула, величается она диафрагма. Находится она немножко ниже центра груди в области животика. В момент вдоха она спускается, принуждая легкие расширяться. В момент выдоха выталкивает из легких воздух. Если вы положите руки чуток ниже солнечного сплетения, то можете ощутить, как она движется. Ощущаете ее движение?Если вы дышите так, как вам приятно, то движения диафрагмы будут плавными и ровненькими. Попробуйте сейчас услышать, что происходит вокруг вас. Но при всем этом берегите чувство собственного тела, не утрачивая его из поля вашего внимания. Есть ли у вас некий шум за окном?Есть ли часы?Они тикают?Может быть, лампа мигает и жужжит?Или рядом комп, и его вентилятор издает шум?А может, вы едете в метро?Слышите, как стучат колеса?Как скрипят отдельные доли вагона?Шум за окном звучный?Попробуйте смонтировать воедино те звуки, которые вас окружают приблизительно так же, как мы делали это с ощущениями. Это упражнение можнож продолжать, сосредотачиваясь на том, что вы видите. Но мы с вами будем плавненько заканчивать. Есть ли какие-то конфигурации в вашем состоянии опосля того, как вы сделали это упражнение?Что было сначала, что на данный момент?Вам безмятежнее?
Вы можете проделывать сходственные упражнения в тот момент, когда ощущаете, что тревога засасывает вас, и вы утрачиваете над собой контроль. Возвращаясь в действительность, вы устанавливаете крепкую связь меж своим внутренним миром и наружным. Для волнения отличительно переживание крушения внутреннего мира, отрыва от действительности и здесь, в этом упражнении, мы устремляемся этот разрыв преодолеть и вернуть баланс.
Как тревога переживается на телесном уровне?
Что еще главно знать о тревоге?Ее главно узнавать. Часто люди принимают переживание волнения за сердечный приступ, или астматический приступ. Им кажется, что сердечко на данный момент выскочит из груди, и они умрут, или они задохнутся от нехватки кислорода. Давайте немножко побеседуем о том, как тревога переживается на телесном уровне.
Организм, переживающий опасность и предвкушающий катастрофу, начинает приготовляться к ней. Чтобы совладать с опасностью, организму необходимо мобилизоваться(ведь он обязан или драться с опасностью, или удирать, таковы базисные механизмы реагирования на опасность). Естественными являются вот такие проявления:
- Сердцебиение учащается, чтоб обеспечить приток крови к мускулам, потому что это необходимо в надвигающейся борьбе.
- Сужение периферических сосудов приводит к увеличению давления крови, приводя организм к состоянию завышенной готовности, человек «бледнеет от страха».
- «Холодный пот» предшествует природному потоотделению, которое является результатом мышечной активности.
- Человек начинает дрожать, и волосяной покров на теле поднимается, чтоб сохранить тепло и защитить организм от завышенной опасности мороза(также соединено с сужением сосудов).
- Дыхание становится наиболее глубочайшим, чтоб обеспечить достаточный запас кислорода.
- Зрачки расширяются, что дозволяет лучше осматривать надвигающуюся опасность.
- Деятельность пищеварительной системы приостанавливается, потому что вся кровь нужна для скелетных мускул.
- Во рту чувствуется сухость, потому что убавляется слюноотделение, и соответственно приостанавливается выделение желудочного сока.
- Отмечается тенденция к опорожнению мочевого пузыря и кишечного тракта; это также явные процессы, имеющие понятную практическую функцию высвобождения организма для активной деятельности.
Здесь чрезвычайно коротко перечислены некие реакции организма в ситуации опасности. Если выучиться узнавать их и осмысливать, что вы испытываете тревогу, то таковых реакций можнож закончить опасаться и равномерно выучиться принимать их как данность, что в свою очередь будет снижать уровень внутреннего напряжения. Ведь от волнения еще никто не помирал, а вот запугивая себя тем, что «это погибель ваша пришла», совместно с сердцебиением и досадными ощущениями, можнож тревогу чрезвычайно просто усилить, притом дорастить ее дословно до паники.
Тревога – наш самый лучший учитель
Эта мысль принадлежит знаменитому датскому философу С.Кьеркегору. Давайте обсудим ее. Вообще разговаривая, этот мыслитель много медли предназначил исследованию переживания волнения и сделал много главных и ценных психологических открытий. Он разговаривал о том, что тревога непрерывно сопровождает жителя нашей планеты, когда тот выходит за свои обыкновенные пределы, когда пробует расширить собственный жизненный мир.
Человек может чрезвычайно сильно сузить собственный мир, пытаясь недопустить волнения. В психотерапевтической практике временами можнож встретить жителей нашей планеты, которые дословно прекращают выходить из дома, чтоб не сталкиваться с придумываемыми угрозами наружного мира. Подобным образом мы склонны ограничивать себя от общественных выступлений, поездок в иные страны, общения с новенькими и необыкновенными людьми и т.п.
Поэтому С.Кьеркегор разговаривал о том, что довольно просто можнож одурачить действительность и ускользнуть от ее требований или задач, сделав вид, что все это не так главно, или же успокоив себя каким-то другим методом. А вот от волнения человеку уйти невероятно другим методом, не считая как встретиться с ней личиком к личику. «Тревога – наш самый лучший учитель», - разговаривает Кьеркегор, подразумевая то, что тревога учит нас жизни, она непрерывно показывает нам те плоскости существования, в каких мы пока еще не посещали и к которым еще не привыкли. Тревога показывает нам направление развития нашей личности. Расширяя простор нашего жизненного мира, преодолевая тревогу, следуя за ней, мы развиваем нашу личность, делая ее богаче и посильнее.
Также в XX веке жил примечательный психотерапевт В.Франкл, который предложил способ работы с опаской под заглавием «парадоксальная интенция». Он недалёк по духу к думам Кьеркегора. Давайте в завершении нашего с вами разговора о тревоге поглядим на данный способ и то, как его можнож применять в собственной жизни.
Метод парадоксальной интенции
Суть способа чрезвычайно проста. Нужно захотеть сделать то, чего же вы боитесь. Или захотеть, чтоб с вами произошли действия, которых вы боитесь. Что здесь имется в виду?Давайте поглядим, как смотрится внедрение данной идеи на практике.
Франкл обрисовывал один вариант, когда к нему пришел человек, чрезвычайно сильно опасающийся общественных выступлений. В разговоре с ним стало светло, что он опасается сильно покраснеть в момент выступления, опасается начать обливаться, позже и заикаться. Все это было соединено с людьми, которые могли следить за ним. Он также опасался, что люди будут смеяться над ним.
Этот человек пришел к Франклу, потому что в наиблежайшие дни ему предстояло еще одно главно общественное выступление, и он опасался катастрофы. Что сделал Франкл?Он предложил этому человеку разговаривать себе приблизительно последующие слова, когда тот выйдет на сцену: «Итак, я хочу на данный момент как можнож посильнее покраснеть. Я покажу сиим людям, как я могу это делать. Сейчас я так покраснею, как не алел ни один человек до меня. А еще, я умышленно на данный момент обольюсь позже. Пускай они видят, как по моему личику текут ручьи. Я хочу, чтоб они видели все это и смеялись надобно мной. А еще я буду на данный момент умышленно заикаться. Я постараюсь сделать так, чтоб одно предложение продолжалось минутку, а то и больше. Пускай люди злятся на меня, смеются надобно мной. Я умышленно вызову у их такую реакцию».
Когда этот человек пробовал настроить себя сходственным образом перед будущим выступлением, то он нашел, что тревога утихает. Выходя на сцену, он разговаривал себе, что на данный момент покажет всем, как он умеет опасаться с двойной силой. И, феноминальным образом, его тревога притихла. Ему не удалось вынудить себя опасаться посильнее, чем это было природно для данной ситуации.
Что здесь главно?Во-первых, в ситуации, когда вы испытываете сильную тревогу, вы превращаетесь в пассивный объект, на который эта тревога повлияет. Когда же вы пытаетесь сознательно ее вызвать и идете ей на встречу, то вы занимаете активную позицию по отношению к ней, что природным образом дает вам чувство большего контроля над ситуацией. Во-вторых, когда вы пытаетесь усилить свои переживания и тревогу, и у вас это не выходит, то вы обнаруживаете границы этих переживаний. Без этого их безграничность и поглощающий нрав сильно стращают и наращивают напряжение. В-третьих, главно осмысливать, что чем меньше вы избегаете чего-то в собственной жизни, тем слабее становится тревога. И напротив, чем больше вы избегаете тех же общественных выступлений, тем посильнее вы будете беспокоиться, когда вам выпадет шанс показать себя.
Главное здесь – осмысливать, что ежели вы желаете закончить чего-то опасаться в собственной жизни, то рано или поздно вам придется поглядеть собственной тревоге прямо в личико и сделать то, чего же вы боитесь. Другого пути нет. Но ежели вы будете делать это нередко, и будете стараться трезво глядеть на мир и на самого себя, то в целом уровень волнения в вашей жизни будет понижаться. Вообще избавиться от волнения невероятно, ведь это чрезвычайно главная эмоция, стоящая на службе нашего организма и нашей личности. Но понизить уровень волнения можнож, к образцу, используя ту же технику парадоксальной интенции и встречаясь, с разными тревожащими вас ситуациями.
Заключение
В этом маленьком пособии мы с вами бросили беглый взор на делему волнения. Если вы готовы наиболее глубоко погрузиться в исследование данной темы, то могу посоветовать вам пару книжек. Ролло Мэй в книжке «Смысл тревоги» чрезвычайно превосходно собирает воедино разные взоры биологов, психологов, физиологов, философов на делему волнения. С.Кьеркегор в трудах «Страх и трепет», «Болезнь к смерти» проводит глубочайший анализ парадокса волнения, но сходу предостерегаю, тексты его чрезвычайно трудны для неподготовленного читателя. Могу посоветовать удивительные книжки К.Хорни «Невротическая личность нашего времени»(наиболее доступна для неподготовленного читателя)и «Невроз и личностный рост». В этих книжках в чрезвычайно живой и доступной манере разбираются внутренние предпосылки волнения и иных эмоциональных состояний жителя нашей планеты. Если вы желаете почитать что-то чрезвычайно обычное и практичное, то неустрашимо можете взяться за книжку А.Курпатова «Счастлив по собственному желанию».
Если же вы разумеете, что сталкиваетесь с трудностями в переживании волнения и сами не справляетесь, то совсем не зазорно обратиться за психологической поддержкою к профессионалу. Только главно осмысливать, что работа с психологом может занять довольно великое количество медли. И не стоит ожидать решения всех ваших заморочек за одну консультацию. А также главно осмысливать, что работа с психологом – это тяжелая, иногда невыносимая и досадная процедура, требующая от вас много сил и энергии, также великого желания что-то в собственной жизни поменять самому.
Автор - психолог Константин Каракуца