Как утверждает современная сомнология, сны видят безусловно все. Но великая часть снов забывается ещё до момента пробуждения. Мир сна быть может схожим на мир дневной яви, а может и разительно от него различаться.
Некоторые считают, что во сне душа покидает земное тело и улетает в иные, параллельные миры, в каких странствует в умышленно сделанном для такового варианта теле сновидений. Другие считают, что сны - неясное дыхание потустороннего, которое просачивается в сознание дремлющего и пробует повлиять а него. Третьи мыслят, что сновидения живут в нашей обыкновенной действительности, но вывернутой наизнанку.
Хотя не почти все обожают пересказывать свои сновидения, и малюсенько кто серьёзно работает со своими сновидениями, большая часть с энтузиазмом готовы слушать чужой сон, как-то применить его к себе, пережить, ужаснуться, и обсудить, что все-таки этот сон значит. Разнообразные сонники, объясняющие смысл тех или других образов сна, есть сотки, а может, и тыщи лет. Беда в том, что смысл одних и тех же знаков в различных сонниках разъясняется абсолютно по-разному. Например, известный архетипический знак, лабиринт, может трактоваться и как знак запутанной и опасной жизненной ситуации, и как знак неудовлетворённости и топтания на месте, и как предвестник приятных событий, выход из тупика. На данной неправильной идее существования всепригодного и неизменного смысла знаков сновидений основаны и управления, как найти "дурной" сон и предотвратить его последствия или даже как "заказать" счастливый сон "с гарантией".
Психоаналитики и гештальтисты расходуют много медли и сил, анализируя и объясняя наиболее изощрённым образом увиденные клиентами во сне образы. С лёгкой руки З. Фрейда, сон считается "королевским путём" в бессознательное. При этом психоаналитики не совершенно лишь интерпретируют сновидение, но и анализируют жизненный контекст сновидца, а гештальтисты, следуя Ф. Перлзу, не считая того дают сновидцу пересказать сновидение исходя из убеждений каждого персонажа для повышение осознанности и заслуги на её базе интеграция различных качеств личности. Важнейшим во всяком из этих вариантов считается диапазон переживаемых сновидцем чувств. В гештальт-терапии создано множество техник работы со сновидениями, идентификации чувств и сравнения фигур сновидения с настоящими особами или событиями из жизни сновидца.
По-моему собственному опыту, фигуры сна ВОВСЕ не нуждаются в разумной интерпретации. Настоящая цель объяснения - "чтобы сердечко успокоилось" - достигается проще, прытче и надёжнее, ежели не заниматься умствованием, а принимать сны как послания бессознательного, точно такие же, как чувствуемые во время бодрствования эмоции, чувства в теле, всплывающие зрительные образы, спонтанные идеи. Только наиболее ясные, насыщенные и занимательные, ежели желаете.
Удобной рабочей моделью, подтверждаемой научными исследованиями, является представление, что во время сна происходит не совершенно лишь ускоренная очистка мозга от товаров метаболизма, но и несколько главных психических действий, в том числе моделирование тех или других настоящих действий с целью самообучения мозга, обработка скопленного в дневное время опыта, также размещение результатов данной психической деятельности в длительной памяти по уровням сообразно их предполагаемой востребованности в дальнейшем. Например, уроки езды на велике преобразуются в оптимизированные двигательные навыки, которые сохраняются в безотлагательном доступе, а наружность водителя автобуса, на котором вы добирались до базара, задвигается так глубоко, что оказывается позже доступной лишь в состоянии гипноза.
Эти внутренние процессы отражаются в видах сновидений и, традиционно, не сопровождаются никакими чувствами. Такие сновидения не вспоминаются опосля пробуждения или оставляют в памяти лишь обрывочные следы, которые живо забываются. Напротив, любые эмоции, сопровождающие сновидения, значат, что в процессе интеграции опыта обнаружилось решение некий главной трудности(к примеру, конечная форма таблицы Д. И. Менделеева или структурная формула бензола у А. Кекуле), или, против, встретились трудности, или ожило эмоционально заряженное воспоминание. Если с решениями, заказанными сознанием и узнанными им, всё наиболее или наименее понятно, то плохо заряженные сны нередко вызывают растерянность, ужас, тревогу и тоску, являясь по существу призывами к сознанию о поддержки со стороны бессознательного.
К счастью, в эмоционально заряженном сновидении традиционно содержится весь нужный материал для его удачной положительной трансформации.
Как это работает
Как-то разов супруга попросила растолковать, что значит сон её подруги. Дело в том, что много годов назад, в наш шоколадно-цветочный период, я на собственный манер растолковал собственной будущей супруге пару её снов. Хотя это было что-то вроде шуточки, но "осадок остался", и сейчас время от медли она просит меня разъяснить, что значит тот или другой сон. Я традиционно соглашаюсь. Хотя снов не объясняю, потому что, как теснее разговаривал, код сновидений у каждого собственный, причём может изменяться чуток ли не с каждым новеньким сновидением.
Итак, подруга супруги, назовём её Ира, поведала собственный сон.
Сон подруги
Она находится в собственной комнате, там же на диванчике посиживает её супруг и ещё некий родственник или друг, которого она не смогла выяснить. Вдруг раскрывается дверь, и на пороге возникает страшное существо - человек с головой льва. В страхе подруга удирает на балкон и скрывается, накрывая за собой дверь. Она мыслит, что безжалостный монстр не сумеет отыскать её там. Но в стекле около ручки двери возникает отверстие, и человек с головой льва, усмехаясь, раскрывает дверь. Сновидящая в страхе вбегает назад в комнату. На диванчике никого нет, на полу лежит чьё-то тело в луже крови. Она оборачивается к балкону - там стоит человек с обыкновенной человеческой головой, и целится в неё из пистолета. Сновидящая в страхе пробуждается.
Трансформация сна
Ира была реально испугана и ожидала какого-то внезапного несчастья. Кстати, она представления не имела о древнеегипетском львиноголовом господе войны, и образ из её сна собственной завышенной косматостью приметно различался от сохранившихся изображений Маахеса. Поэтому мы начали работать с её сном, полагая его посланием её собственного, но не коллективного бессознательного(вправду, интерпретация образов сна исходя из убеждений коллективного бессознательного, к примеру, каких-либо экзотических культов, желая и впечатляет собственной загадочностью, но с практической точки зрения не имеет для сновидца никакого значения).
Сначала я попросил Иру закрыть глаза и воспроизвести этот сон так, как она его запомнила, в виде кинофильма, останавливая всякий разов, когда возникает ужас или другое досадное чувство. Такими моментами оказались появление человека-льва в комнате, его выход на балкон, вид мёртвого тела и направленный на неё пистолет. Мы поочередно простучали эти моменты, как это предвидено главным рецептом EFT, чтоб понизить волнение и получить возможность наиболее отстранённо и детально воспроизвести обстановку сна.
Затем я попросил её воспроизвести этот сон вроде бы со стороны - сверху или сбоку, причём так, чтоб созидать всех персонажей, включая её саму. Ирина поведала, что видит сверху всех в комнате, видит, как возникает человек-лев, как она удирает на балкон и так дальше. Я спросил её, видит ли она, ЧТО происходит в комнате, пока она одна скрывается на балконе, а конкретно, куда делись сидящие на диванчике супруг с родственником и откуда взялось неизвестное мёртвое тело в луже крови. Но оказалось, что этого эпизода она созидать не может.
Тогда я попросил Иру опять войти в воспоминание о сне и воспроизвести его исходя из убеждений человека-льва, видя то, что он видит, и ощущая то, что он ощущает. Оказалось, что человек-лев совершенно не собирался кого-либо истреблять. Он просто желал показать, что он тут основной. Она ощутила его царственную походку и выправку, его величавую высадку головы. Она сообразила, что и с балкона она смогла убежать лишь потому, что человек-лев снисходительно освободил ей проход. Человек с пистолетом был этим же самым человеком-львом, который снял косматую львиную маску. И целясь в неё, он не мыслил её убивать, а просто желал сказать, чтоб она попрытче убралась отсюда.
Затем я попросил Иру воспроизвести заключительный эпизод сна исходя из убеждений мёртвого жителя нашей планеты в луже крови. И она, чуток не заплакав, произнесла, что это что-то совершенно беспомощное, что никому не делало злобна. Тогда я произнес Ире, что это её собственная часть, которая может возвратиться к ней, и попросил её, чтоб она обратилась к данной фигуре со словами: "Я знаю, ты слышишь меня. Пожалуйста, дай мне знак, желаешь ли ты возвратиться ко мне, потому что я люблю и оцениваю тебя". В полном изумлении Ира сказала, что пока она повторяла эти фразы, она видела, как кровь втягивается в лежащее тело, позже тело подымается, приближается и пропадает, слившись с ней самой.
Фигуры супруга и родственников также просто соединились с нею опосля обращения к ним с сходственными же словами.
Наконец я попросил её сделать таковой же трюк с человеком-львом, и Ира усмехаясь, сказала, что пока она повторяла эти слова, лев вдруг перевоплотился в мультяшного Бонифация. Человека с пистолетом больше не было - она не могла его воспроизвести.
Я могу лишь додумываться, какие чувства испытывала Ирина в конце нашей встречи - она смеялась и кутила мою супругу, держа её за талию, как малюсенькая девченка. От её подавленного состояния не осталось и следа. Вся наша сессия продолжалась приблизительно 20 минут.