Карл Густав Юнг: «Я знаю, что демоны существуют» » Я "Женщина" - Я "Всё могу".

  • 16-июн-2015, 10:45

Карл Густав Юнг: «Я знаю, что демоны существуют»

досье
Карл Густав Юнг: «Я знаю, что бесы существуют»
Это интервью основоположника аналитической психологии было опубликовано в швейцарской газете Die Weltwoch 11 мая 1945 года, через четыре дня опосля капитуляции германской армии в Реймсе. Его заголовок – «Обретут ли души мир?» – актуален до сих пор.

Подготовила Дарья Громова 
Все статьи этого досье
Карл Густав Юнг: «Я знаю, что демоны существуют»
Григорий Померанц: «Потеряв ужас погибели, люди дивно просто утрачивают и совесть»
Эрих Фромм: «Идеи нацизма завлекают тех, кто утратил веру в жизнь и собственные решения»
Виктор Франкл: «Вина быть может лишь личной»
Светлана Алексиевич: «После войны у дам была еще одна война»


Die Weltwoche:  

Не считаете ли вы, что окончание войны вызовет непомерные смены в душе европейцев, необыкновенно германцев, которые сейчас будто просыпаются от длинного и страшного сна?


Карл Густав Юнг:  

Да, окончательно. Что дотрагивается германцев, то перед нами встает психическая неувязка, значимость которой пока тяжело представить, но очертания ее можнож различить на образце нездоровых, которых я лечу. Для психолога светло одно, а конкретно то, что он не обязан следовать обширно распространенному слащавому разделению на нацистов и соперников режима. У меня лечатся два нездоровых, явные антинацисты, и тем не наименее их сны демонстрируют, что за всей их благопристойностью до сих пор жива резко выраженная нацистская психология со всем ее насилием и безжалостностью. Когда швейцарский журналист спросил фельдмаршала фон Кюхлера [Георг фон Кюхлер(1881-1967)управлял вторжением в Западную Польшу в сентябре 1939 г. Он был осужден и приговорен к тюремному заключению как военный законопреступник Нюрнбергским трибуналом] о зверствах германцев в Польше, тот негодующе воскрикнул: «Извините, это не вермахт, это партия!» — великолепный пример того, как дробление на благородных и непорядочных германцев очень бесхитростно. Все они, сознательно либо невольно, активно либо пассивно, сопричастны к страхам; они ничего не знали о том, что происходило, и в то же время знали.

Вопрос коллективной вины, который так затрудняет и будет затруднять политиков, для психолога факт, не вызывающий колебаний, и одна из более главных задач исцеления содержится в том, чтоб вынудить германцев признать свою вину. Уже на данный момент почти все из их обращаются ко мне с просьбой лечиться у меня. Если просьбы исходят от тех «порядочных немцев», которые не прочь свалить вину на пару жителей нашей планеты из гестапо, я считаю вариант обреченным. Мне ничего не остается, как предложить им анкеты с недвусмысленными вопросцами типа: «Что вы мыслите о Бухенвальде?» Только когда пациент осмысливает и признает свою вину, можнож применить личное исцеление.


Но как оказывается вероятным, чтоб немцы, весь люд, попали в эту безнадежную психическую ситуацию?Могло ли случиться сходственное с какой-нибудь другой цивилизацией?


К. Г. Ю.:  

Позвольте сделать тут маленькое отступление и наметить в общих чертах мою теорию условно общего психологического прошедшего, предшествовавшего национал-социалистической войне. Возьмем за отправную точку маленький пример из моей практики. Однажды ко мне пришла дама и разразилась неистовыми нареканиями в адресок супруга: он сущий бес, он изнуряет и преследует ее, и так дальше и тому сходственное. В реальности этот человек оказался полностью порядочным гражданином, неповинным в каких-то демонических замыслах. Откуда к данной даме пришла ее сумасшедшая мысль?Да просто в ее своей душе живет тот бес, которого она проецирует вовне, перенося свои собственные желания и неистовства на собственного супруга. Я разъяснил ей все это, и она согласилась, уподобившись раскаявшейся овечке. Казалось, все в порядке. Тем не наименее конкретно это и беспокоило меня, потому что я не знаю, куда пропал бес, ранее соединявшийся с образом супруга. Совершенно то же самое, но в великих масштабах вышло в истории Европы. Для простого жителя нашей планеты мир полон бесов и загадочных сил, которых он опасается; для него вся природа одушевлена этими мощами, которые на самом деле не что другое, как его собственные внутренние силы, спроецированные во наружный мир. Христианство и современная наука дедемонизировали природу, что значит, что европейцы поочередно вбирают демонические силы из мира в самих себя, непрерывно загружая ними свое бессознательное. В самом человеке эти демонические силы восстают против кажущейся духовной несвободы христианства. Демоны проталкиваются в искусство барокко: позвоночники изгибаются, обнаруживаются копыта сатира. Человек равномерно преобразуется в уробороса, истребляющего самого себя, в образ, с старых времен являвшийся эмблемой жителя нашей планеты, одержимого бесом. Первым оконченным образцом этого типа является Наполеон.

Немцы проявляют необыкновенную слабость перед личиком этих бесов вследствие своей невозможной внушаемости. Это находится в их любви к повиновению, в их безвольной покорности указам, которые являются лишь другой формой внушения. Это подходит общей психической неполноценности германцев, следствием их неопределенного положения меж Востоком и Западом. Они одни из немногих на Западе, кто при общем финале из восточного брюха наций оставались длиннее всех со своей мамой. В конце концов они отошли, но прибыли очень поздно, тогда как мужчина(the mujik)не порывался освободиться вообщем. Поэтому германцев глубоко терзает комплекс неполноценности, который они пробуют восполнить манией величия: «Am deutschen Wesen soll die Welt genesen» [Приблизительный перевод: «Немецкий дух выручит мир». Это нацистский лозунг, взятый из поэмы Эммануэля Гейбеля(1815-1884)«Признание Германии». Строки из Гейбеля стали знамениты с тех пор, как их процитировал Вильгельм II в своей речи в Мюнстере в 1907 году], — желая они не ощущают себя очень комфортно в своей коже!Это приемлимо юношеская психология, которая проявляется не совсем лишь в чрезвычайном распространении гомосексуальности, но и в неимении вида anima в германской литературе(большое исключение сочиняет Гете). Это находится также в германской сентиментальности и «Gemuetlichkeit» [Уют, приятность], которые в реальности суть ничто другое, как жестокосердие, бесчувственность и бездушие. Все нарекания в бездушии и бестиальности, с которыми германская пропаганда атаковала на российских, относятся к самим германцам; речи Геббельса не что другое, как германская психология, спроецированная на недруга. Незрелость личности страшащим образом проявилась в бесхарактерности германского генерального штаба, мягкотелостью подсказывающего моллюска в раковине.

Германия непрерывно была государством психических катастроф: Реформация, крестьянские и религиозные войны. При национал-социализме давление бесов так возросло, что человеческие существа, подпав под их власть, перевоплотился в сомнамбулических сверхчеловеков, первым посреди которых был Гитлер, заразивший сиим всех других. Все нацистские фавориты одержимы в буквальном смысле слова, и, бесспорно, не нечаянно, что их министр пропаганды был отмечен ловкой демонизированного жителя нашей планеты — хромотой. Десять процентов германского народонаселения на данный момент безнадежные психопаты.


читайте такжеКарл Густав Юнг, человек-институт

Вы разговариваете о психической неполноценности и демонической внушаемости германцев, но как вы мыслите, относится ли это также к нам, швейцарцам, германцам по происхождению?


К. Г. Ю.: 

Мы ограждены от данной внушаемости своей малочисленностью. Если бы народонаселение Швейцарии сочиняло восемьдесят миллионов, то с нами могло бы произойти то же самое, так как бесов завлекают по превосходству массы. В коллективе человек утрачивает корешки, тогда и бесы могут овладевать им. Поэтому на практике нацисты занимались лишь формированием громадных масс и никогда — формированием личности. И также потому личика демонизированных жителей нашей планеты на данный момент безжизненные, застывшие, порожние. Нас, швейцарцев, отгораживают от этих угроз наш федерализм и наш индивидуализм. У нас невероятна таковая массовая аккумуляция, как в Германии, и, вероятно, в сходственной обособленности содержится метод исцеления, благодаря которому удалось бы обуздать бесов.


Но чем может обернуться исцеление, ежели его провести бомбами и пулеметами?Не обязано ли военное повиновение демонизированной цивилизации лишь усилить чувство неполноценности и ухудшить хворь?


К. Г. Ю.: 

Сегодня немцы сходственны опьяненному человеку, который просыпается наутро с похмелья. Они не знают, что они делали, не желают знать. Существует лишь одно чувство безмерного несчастья. Они предпримут судорожные усилия оправдаться перед личиком нареканий и нелюбви мира вокруг нас, но это будет неверный путь. Искупление, как я теснее указывал, лежит лишь в полном признании своей вины. «Меа culpa, mea maxima culpa!» [Моя вина, моя великая вина(лат.).]

В чистосердечном сожалении обретают священное милосердие. Это не совсем лишь религиозная, но и психологическая истина. Американский курс исцеления, содержащийся в том, чтоб провести гражданское народонаселение через концентрационные лагеря, чтоб показать все страхи, абсолютные там, является потому абсолютно правильным. Однако невероятно достичь цели лишь нравственным поучением, сожаление обязано родиться снутри самих германцев. Возможно, что трагедия выявит положительные силы, что из данной погруженности в себя возродятся пророки, настолько отличительные для этих странноватых жителей нашей планеты, как и бесы. Кто пал так низко, имеет глубину. По всей вероятности, церковная церковь соберет обеспеченный улов душ, так как протестантская церковь переживает на данный момент раскол. Есть извещения, что всеобщее несчастье пробудило религиозную жизнь в Германии; целые общины преклоняют по вечерам колени, упрашивая Господа спасти от антихриста.


Тогда можнож полагаться, что бесы будут изгнаны и новейший, лучший мир поднимется на руинах?


К. Г. Ю.:  

Нет, от бесов пока не избавиться. Это тяжелая задачка, решение которой в отдаленном будущем. Теперь, когда ангел истории покинул германцев, бесы будут отыскивать новейшую жертву. И это будет несложно. Всякий человек, который утрачивает свою тень, всякая цивилизация, которая уверует в свою непогрешимость, станет добычей. Мы испытываем любовь к законопреступнику и проявляем к нему жгучий энтузиазм, потому что бес принуждает пренебрегать нас о бревне в собственном глазу, когда мы подмечаем соринку в глазу брата, и это метод провести нас. Немцы обретут себя, когда воспримут и признают свою вину, но иные станут жертвой одержимости, ежели в собственном омерзении к германской вине забудут о собственных несовершенствах. Мы не обязаны забывать, что фатальная склонность германцев к коллективности в неменьшей мере присуща и иным победоносным цивилизациям, так что они также внезапно могут стать жертвой демонических сил. «Всеобщая внушаемость» играет громадную роль в нынешней Америке, и как российские теснее зачарованы бесом власти, просто узреть из заключительных событии, которые обязаны несколько умерить наше мирное ликование. Наиболее мудры тут британцы: индивидуализм устраняет их от желания к лозунгам, и швейцарцы делят их изумление перед коллективным помешательством.


Тогда мы обязаны с беспокойством ждать, как проявят себя бесы в последующем?


К. Г. Ю.:  

Я теснее разговаривал, что спасение содержится лишь в мирной работе по воспитанию личности. Это не так безнадежно, как может показаться. Власть бесов громадна, и более современные средства массового внушения — пресса, радио, кино etc. — к их услугам. Тем не наименее христианству было по мощам отстоять свои позиции перед личиком непреодолимого соперника, не пропагандой и массовым обращением — это вышло позже и оказалось не настолько значимым, — а через убеждение от жителя нашей планеты к человеку. И это путь, которым мы также обязаны пойти, ежели желаем обуздать бесов.

Трудно позавидовать вашей задачке написать о этих созданиях. Я полагаюсь, что вам удастся выложить мои взоры так, что люди не отыщут их очень странными. К несчастью, это моя судьба, что люди, необыкновенно те, которые одержимы, считают меня чокнутым, потому что я верую в бесов. Но это их дело так мыслить; я знаю, что бесы есть. От их не убудет, это так же правильно, как то, что существует Бухенвальд.

«Werden die Seelen Frieden finden?» Ein Interview mit Prof. C. G. Jung von P.S. In: Weltwoche, Zurich, 11.5.1945. Перевод был опубликован на сайте Гештальттерапия


читайте такжеАналитическая терапия(по Юнгу)

досье Карл Густав Юнг: «Я знаю, что бесы существуют» Это интервью основоположника аналитической психологии было опубликовано в швейцарской газете Die Weltwoch 11 мая 1945 года, через четыре дня опосля капитуляции германской армии в Реймсе. Его заголовок – «Обретут ли души мир?» – актуален до сих пор. Подготовила Дарья Громова Все статьи этого досье Григорий Померанц: «Потеряв ужас погибели, люди дивно просто утрачивают и совесть» Эрих Фромм: «Идеи нацизма завлекают тех, кто утратил веру в жизнь и собственные решения» Виктор Франкл: «Вина быть может лишь личной» Светлана Алексиевич: «После войны у дам была еще одна война» Die Weltwoche: Не считаете ли вы, что окончание войны вызовет непомерные смены в душе европейцев, необыкновенно германцев, которые сейчас будто просыпаются от длинного и страшного сна? Карл Густав Юнг: Да, окончательно. Что дотрагивается германцев, то перед нами встает психическая неувязка, значимость которой пока тяжело представить, но очертания ее можнож различить на образце нездоровых, которых я лечу. Для психолога светло одно, а конкретно то, что он не обязан следовать обширно распространенному слащавому разделению на нацистов и соперников режима. У меня лечатся два нездоровых, явные антинацисты, и тем не наименее их сны демонстрируют, что за всей их благопристойностью до сих пор жива резко выраженная нацистская психология со всем ее насилием и безжалостностью. Когда швейцарский журналист спросил фельдмаршала фон Кюхлера _


Мы в Яндекс.Дзен

Похожие новости