Мы в конце концов решили написать статью про то, без чего же стараемся не выходить из дома. Нет, не про сачок. Про базу основ мужской жизнедеятельности — брюки. И узнали такие шокирующие подробности из их истории, что колени наши похолодели от кошмара.
Текст: Данила Маслов
Иллюстрации: Степан Гилиев, Сергей Радионов
Штаны издавна не являются эмблемой мужественности: быстро 100 лет как дамы отвоевали себе право носить сшитую меж ног одежду. Но до сих пор в некоторых регионах принято бранить дам, посягнувших на эту святыню, — мол, солидным девушкам обязано быть постыдно.
Хотя, казалось бы, почему постыдно?Наоборот, в плане охраны девичьей чести брюки, как мы с тобой знаем, дадут 100 очков вперед хоть какому платьицу. Их не подымет порыв ветра, они не подведут упавшую хозяйку неприличным задиранием, да и добраться до дамского тела, облаченного в эту броню, куда затруднительнее. А обтягивающие джинсы так и вообще можнож снять, лишь действуя с их обладательницей сообща, в четыре руки ( к тому же не факт, что брюки капитулируют).
А все дело в том, что когда-то брюки было неприлично носить даже мужчинам. В нашей, так сказать, европейской культуре они сходу возникли как постыдный предмет туалета — грешный, нечестивый и порочный. И оставались таковыми вплоть до наших дней. Конечно, не многие, а только некие виды.
Загадка стремени, медли и штанины
На самом деле никто не знает, когда конкретно население земли изобрело брюки. Что-то вроде меховых комбинезонов носили, видимо, некие северные племена глубочайшего прошедшего, но их контакты с остальным миром были фактически нулевыми. В мире же старых цивилизаций штанов не было в принципе. У месопотамцев на их барельефах встречаются сшитые снизу в центре юбки, индийцы еще несколько тыщ годов назад мудрили с набедренными повязками, так что иногда выходило что-то штанообразное. Но в целом античные мужчины предпочитали ходить в платьицах, юбочках и фартучках. По той причине, что брюки им подарком были не необходимы: возни с пошивом масса, а функциональности — никакой.
А для чего же истинному мужчине брюки, когда у него есть хорошее комфортное платьице?!
Вот представь: ты древний египтянин. Или иудей. Или грек. Зачем тебе брюки?Чтобы блистать нагим, простите, задом, справляя нужду?Чтобы маяться, изобретая пояса, завязки, пуговицы и ширинки?Чтобы драгоценная материя неэкономно протиралась в, как ранее выражались, «стегнах и лядвиях»?Чтобы швы врезались куда не надобно, когда наклоняешься, а в жаркий день ты обливался позже, лишенный доступа воздуха к телу?Чтобы не влезал в свои брюки, потолстевши, а после недорода они с тебя сваливались?
Вот дамы время от времени что-то такое себе изобретали, чтоб уберечься от наших нескромных поползновений. И вообще в гигиенических целях. Шароварчики восточные в гаремах себе шили. А зачем истинному мужчине брюки, когда у него есть хорошее комфортное платьице?!
Но за удобства приходится выплачивать. Возможно, конкретно неимение штанов в гардеробе древнего мужчины было предпосылкой того, что невозможно поздно население земли полноценно освоило такую примечательную штуку, как верховая езда. Либо, напротив, вялое внедрение верховой езды не располагало к изобретению обычных сильных штанов.
Езда боком на осликах — пожалуйста. На лошадка можнож сесть верхом, ежели не ничтожно собственных будущих преемников, — но это дело для слуг и мальчишек. Еще у ассирийцев гонцы носились по дорогам верхом, подобрав юбки. Даже аналоги конского седла были некими народами изобретены, желая эти подушки с ремешками малюсенько смахивали на седло в нашем понимании. Но воин верхом на лошадки — это нонсенс. Как он будет воевать, ухватившись в животное руками и ногами и испытывая нестерпимые пытки в области натертых гениталий?
Нет, истинный воин обязан быть пешим. Или на колеснице. Вот колесница — великолепное изобретение: возничий правит, лучник или копьеносец стоит сзаду и бьет все, что шевелится. И настоящий воин, окончательно, будет биться в настоящей мужской одежде — мини-юбке, обшитой металлическими пластинами. Да, на колеснице не везде поездишь, она подходит для равнинных полупустынь или особых природных арен для схваток. На вымощенных мостовых всяких Фив и Афин она очень эффективна, на римских дорогах. А по бешеным лесам и холмам грекам, китайцам, египтянам или римлянам носиться необязательно. Пусть в этой глуши ничтожные вандалы отсиживаются — все одинаково к городам сунуться не посмеют. Многие из их ездят верхом — бешеный, безжалостный метод передвижения. Носят для данной цели кожаную позорную одежду, именуемую «штаны», но воевать они могут разве что с полудикими селянами. Прискачут в своих брюках, спрыгнут с коней, клинки из заплечных мешков вынут — и мародерствуют. До прихода постоянной армии, окончательно, потому как они сброд необученный и одно у них спасение будет — прыгнуть на собственных лошадок и удрать, утрачивая по пути добычу и ловя спинами стрелы лучников. Фу, позорище!*
* — Примечание Phacochoerus'a Фунтика:
«
На самом деле верховая езда время от времени использовалась и в регулярных войсках, к примеру у тех же греков, но значение тогдашней кавалерии было очень мало. В основном лошадки были необходимы, чтоб донести бойцов до недруга, опосля чего же те спешивались и дрались теснее на земл
»
Штаны вандалы носили приблизительно такие, как на фото справа. Тем, что на снимке, около 3-х тыщ лет.
А приблизительно в IV веке нашей эпохи случилось непоправимое. Какие-то мерзавцы изобрели стремя. И это была революция, сопоставимая с появлением атомной бомбы.
Отныне человек мог прыгать на лошадки и одновременно стрелять из лука, колотить копьем или работать клинком. Всадник закончил быть немощной мишенью для пешего или колесничего, он сам перевоплотился в грозную силу. А боевая лошадка стала главнейшим элементом армии. И вот здесь со брюками случились занимательные метаморфозы.
Нужно осмысливать, что к тому медли просвещенный китаец или почетный римлянин относился к штанам так, как ты отнесся бы к юбке из пальмовых листьев. Это была одежда низших существ, полулюдей, всяких скифов и хунну — пожирателей конины. Приличным людям надеялось носить шелковые мантии, белоснежные тоги или горделиво блистать нагими коленями под краткими военными рубашками.
Поэтому еще лет этак 500 брюки всячески маскировались, необыкновенно у европейцев. Их прятали под тогами, хламидами и халатами с разрезом. Они были абсолютно недопустимы в светской одежде, их не носили правители и особенно священники.
Но и после того, как мужчины все-же признали собственный позор, одеяние их ног все одинаково прикидывалось чем угодно, лишь не безжалостными грубыми портками. Сейчас мы можем именовать вещи своими именами: мужчины стали носить чулки.
Удушение шоссами
Примерно с XI века длинноватые подолы парней начинают подниматься, и мы видим красу, которую доселе укрывали от мира. Французы именовали это шоссами, итальянцы — кальцони: чулки из сукна или шелка, туго обтягивавшие ногу и прикрепленные по краям веревочками к набедренной повязке — брэ. Чтобы шоссы посиживали плотно, их надеялось надевать влажными. Сохранилась жалоба мальчугана XIV века, который в письме мамы тосковал о том, что «шоссы изнуряют его, ибо они куда теснее его кожи, ибо в коже он ощущает себя просто и свободно, а в шоссах испытывает подлинные страдания». Сверху мужчина средневековья надевал краткое платьице и короткий же плащ — таковой наряд числился застенчивым и достойным. Правда, в этом наряде приходилось очень пристально смотреть за тем, чтоб не наклониться, когда у тебя за спиной находится веское личико, церковь или священник: за оскорбление этих объектов видом твоего брэ надеялось выплачивать штраф.
Сейчас мы можем именовать вещи своими именами: мужчины стали носить чулки
Чрезвычайно занимательно читать в хронологическом порядке жалобы средневековых моралистов на упадок норовов, дотрагивавшихся штанов. Весь XI и XII век они сражались с разноцветными шоссами. Средневековые модники завели дурную повадку носить различные по цвету чулки: красноватый с синим, желтоватый с фиолетовым или белоснежный с зеленым. Это числилось очень безнравственным. Потом стали биться с юбочками, которые пришивались к шоссам. Потом — со штанишками-пуфиками. Штанишки росли в объемах, и это бесспорно указывало на то, что все современное сообщество отправится в ад. Потом вульгарна борьба с гульфиками. Тексты с осуждениями данной пагубной детали туалета умножались, потому что гульфики становились все массивнее и под конец достигли полуметровой длины; их носили завитыми в спирали и использовали в качестве кошельков. Примерно в это же время инженерный гений населения земли сообразил, что шоссы можнож сшивать сверху. Так поновой были изобретены брюки, поточнее, что уж греха скрывать, колготки.
Разноцветные чулки — бич средневековых моралистов
В это время папский престол часто предавал анафеме еще одно безнравственное увлечение — накладные икры. Одним гульфиком, как выяснилось, церковных дам не развратишь — приходилось подкладывать в колготки деревяшки, имитировавшие накачанные икроножные мускулы. Любимым сатирическим объектом поэзии XV века является «старик с крашеными волосами и накладными икрами, которые сбились и торчат сзаду него, как колодки, которых он, бесспорно, благороден за то, что смеет торопиться на свидание к красотке».
И лишь с XV–XVI веков возникает новейший вид штанов — что-то схожее на современные бриджи с отворотами. Их надевали под укороченное платьице во время поездок в паломничество, к примеру. Это была одежда грубая, фактически фермерская. Высокородные же бога по-прежнему экспериментировали с кружевом на колготках.
Бесштанные цареубийцы
Всемогущие краткие брюки
Но пришло время, и аристократы сообразили, что краткие брюки до колен, в меру обтягивающие или расширенные по моде, — штука очень комфортная. Во Франции брюки получили заглавие «кюлот» и были воспрещены для всех классов, не считая дворянства. Не дворянам было приказано носить брюки длинноватые, до щиколотки. Во-первых, на расстоянии понятно, кто кому «ку» три раза делать обязан, а во-вторых, шелка для чулок малюсенько, дворянам самим не хватает, другие пусть обмотки носят суконные. Весь XVII и весь XVIII век люди в длинных брюках грозно глядели на то, как люди в коротких брюках душат их налогами, колотят плетьми, забривают в армию и вытаптывают их поля на псовой охоте. Настроение у людей в длинных брюках равномерно портилось.
Типичный санкюлот
Почуяв неладное, люди в коротких брюках разрешили тогдашнему ОМОНу, то есть всяким гвардиям, носить краткие брюки — правда, непременно с застежками на пуговках, чтоб не путать с настоящими короткоштанными. Но было теснее поздно.
Люди в длинных брюках, назвав себя санкюлотами ( бескюлотниками), устроили общее вытряхивание из кюлотов их обладателей и даже отрубили голову основному носителю кратких штанов — самому королю. После этого на 30 лет Европа погрузилась в кровавый хаос, откуда вынырнула теснее поумневшей — и по предлогу налогов, и по предлогу плетей, и по предлогу штанов.
Ну, то есть на какое-то время.
Великие неназываемые
Как бы ни относились к Французской революции в прочем мире, но моды послереволюционной Франции стали всеобщими. Мужчины всех классов надели длинноватые брюки — по великому счету, в первый разов со времен гуннов. Священники, окончательно, по-прежнему прятали безнравственные кальсоны и порты под сутанами и рясами, а гусары и драгуны еще длинно носили обтягивающие белоснежные колготки — рейтузы, потому что армейские моды вообщем штука консервативная. Но, в общем, длинноватые брюки — брюки — отпраздновали безусловную победу над христианской цивилизацией и даже стали ее неофициальным знаменем, желая ее основоположник, признаться, данной деталью гардероба брезгал. Черный костюмчик евро мужчины стал на двести лет эмблемой нашего мироустройства.
Правда, конкретно в это время само слово «штаны» воспринимается как абсолютно неприличное в большинстве языков. В рекламах портных и магазинов брюки назывались «нижней долею костюма», «постаментом», «номером вторым». А в русском, германском, британском и французском языках даже появился полушутливый термин «невыразимые» или «неназываемые» ( inexpressibles).
«Выхожу — и вижу — за калиткой — жителя нашей планеты дурно одетого с разодранными неизъяснимыми, а перед калиткой Пэгаза в позе победителя», — читаем в наброске И. Тургенева «Пэгаз».
Мальчики в платьицах
Вплоть до XX века мальчиков в зажиточных семействах до 5–6 лет облекали необыкновенно в платьица. Отличить мальчугана от девченки на картинах можнож лишь по тому обстоятельству, что платья на мальчишках традиционно были наиболее ясными, а декольте делалось наиболее глубочайшим, чем у девочек. Покупка первых кратких штанишек была главным элементом инициации в мужскую жизнь, истинные же длинноватые брюки традиционно покупались в 11–13 лет. В России первыми длинноватыми брюками традиционно были брюки от гимназической формы, кадетской и т. п. Дети простонародья до 3–4 лет носили рубашки, а потом сходу получали длинноватые портки. Так что образ мальчугана в коротких штанишках — балованного барчука — существует до сих пор. И короткие брюки, входившие в форму пионеров, скаутов и гитлерюгенда, были вначале выбраны как знак благоденствия мальчиков, которые их носят. Привет кюлотам.
Ужас в коротких штанишках
Малоизвестный германец в шортах
В последующий разов темой кратких и длинных штанов занялся собственно Гитлер. Нацистская идеологическая доктрина, любившая кивать на римлян по хоть какому предлогу, не могла пренебречь омерзением, которое римляне испытывали к длинным брюкам. Было провозглашено, что особенная крепость и морозостойкость ариев достигается за счет ношения шортов, которые являются их, ариев-германцев, государственной одеждой. В национальный костюмчик фактически всех германцев, до этого всего тирольцев, вправду входили укороченные брюки, но не шорты, а похожие на кюлоты бриджи до колен. Древние же германцы как разов завоевывали Рим в длинных кожаных брюках. Но кого из идеологов когда-либо интересовала действительность?
Ношение кратких кожаных штанов было одним из способов выразить лояльность режиму
Сам фюрер обожал попозировать в шортах, в шортики же в зимний период и летом обмундировывали гитлерюгенд, и вообще ношение кожаных кратких штанов было одним из способов выразить полную лояльность режиму. Неудивительно, что опосля войны еще лет 30 шорты не были знаменитой одеждой у взрослых мужчин-европейцев, и лишь в конце 60-х им простили фашистское прошедшее. Репутация же тирольского костюмчика до сих пор до конца не восстановлена.
Брючная идентификация
Брюки-клеш — хит 1970-х
Если кто-то мыслит, что околоштанные скандалы — дела издавна прежнего прошедшего, то ошибается. Их дедушки и папы могут рассказать, как скрывались от комсомольских патрулей, которые в шестидесятых годах отлавливали парней в узких брюках, стиляг, и распарывали плохие брюки по швам. В семидесятых ловили теснее за широкие брюки — клеш ( брюки, правда, не ушивали, но сообщали о нарушении по месту работы или учебы). В семидесятых же дрались с империалистическими джинсами, а восьмидесятые прошли под знаком яростного схватки с шортами на городских улицах, ибо строитель коммунизма не может блистать нагими икрами.
Приспущенные брюки — хит 2000-х
Нет-нет, не стоит соблазняться, брюки по-прежнему серьезнейшая неувязка для большой доли населения земли. Шорты и слишком обтягивающие брюки активно не приветствуются во фактически всех исламских странах. А год назад в городе Уайлдвуд ( Нью-Джерси, США)было воспрещено показываться на улице в штанах, спущенных ниже пояса, — мэр городка собственно поклялся, что будет штрафовать и арестовывать всякого вислозадого бунтаря, который посмеет показать миру резинку от трусов.
Так что, мы видим, в какой-то ступени брюки стали краеугольной тряпкой нашей цивилизации, что много разговаривает о данной цивилизации, увы.
Брючные истории
Осенью 1959 года Никита Хрущев был в США, где ему демонстрировали заслуги южноамериканского хозяйства, в том числе аппарат с газировкой на фотоэлементах. Аппарат распознавал, что надето на клиенте — юбка или брюки, — и соответственно наливал в стакан или вишневый, или апельсиновый сироп. Хрущеву дважды был налит дамский, вишневый, напиток — аппарат отрицался признавать широкие брюки управляющего СССР за мужскую одежду.
В ситуации, когда современные мужчины дозволяют себе ослабить галстук, обитатели XIV века, оставшись в дружеской компании, дозволяли себе ослабить шоссы — спустить их до колен и перехватить там веревочкой.
В начале XIV века французское войско под главенством Людовика Сварливого часто мучалось во время походов от дизентерии. Личным указом короля всему войску было приказано сделать разрез на задней доли набедренной повязки ( брэ), чтоб, заболев, воин не удерживал строй, а решал свои трудности на ходу.
Вплоть до XVII века в Японии брюки хакама могли носить лишь священники, самураи и аристократы. Простолюдины ( как дамы, так и мужчины)карались за штаноношение гибелью. Но пару разов в жизни они имели право их надевать. Например, на женитьбу — свою или собственного малыша.
Фото: Getty Images; East News.
Нравится