Галина Черменская
Все статьи этого досье
«Жизнь без движения перестает быть жизнью»
4 ключа к успеху">Преобразить свою жизнь: 4 ключа к успеху
«После развода ко мне вернулись творческие силы»
как это делается">Личная «конверсия»: как это делается
от наркотиков»">«Йога освободила меня от наркотиков»
Михаил Иванов: «У нас началась еще одна жизнь»
Уволиться из офиса, чтобы стать преподавателем йоги; открыть ретрит или экологическую ферму в деревне; купить дом на колесах и на один сезон укатить куда-нибудь, чтобы посмотреть, как живется в далеких краях... Кто хотя бы иногда не мечтает совершить крутой поворот, за которым нас ждет свобода, удовлетворение, ощущение полета… А почему бы и нет, в конце концов? Разве это что-то нереальное? Большинство россиян (69%) верят, что могут собственными усилиями изменить свою жизнь к лучшему1. Но почему-то чаще всего мы ничего не предпринимаем, а просто ждем перемен, которые произойдут сами собой. Экономический кризис мог бы стать поводом выбрать иной образ жизни, однако на деле к этому готовы далеко не все.
Кто мы, прожектеры или проекты в развитии?
Желание перемен – всего лишь слова? Какой смысл в фантазиях, если за ними не следуют действия? Вот именно в этом и смысл: в распространенных, если не сказать всеобщих, фантазиях. «Мы, люди, по своей природе – существа в развитии, которые вечно строят планы, – замечает философ Мишель Лакруа (Michel Lacroix)2. – Ведь мы никогда не бываем полностью равны себе». Наше желание постоянно устремляется к новым объектам. Жан-Поль Сартр говорил, что человека определяет не то, что он есть, а то, чем он не является3. А Мишель Лакруа утверждает, что «стремиться к новому – характерное свойство нашего времени», хотя это стремление не всегда толкает к тому, чтобы решительно порвать с прошлым. Онтологическое желание перемен принимает разные формы в зависимости от эпохи. После студенческой революции 1968 года во Франции «мы пропитаны этим убеждением, которое несет с собой культура личностного развития: нужно изменить себя, чтобы изменить мир». Нынешний кризис добавляет остроты этой задаче: для многих изменение – уже не утопия, оно становится необходимостью. Безработица, выгорание, трудности с ведением бизнеса толкают нас к освоению новых профессий или к эмиграции. А экологические угрозы дают понять каждому: «Ты должен изменить свою жизнь». Или, точнее, «поступать так, чтобы последствия твоих действий были совместимы с продолжением жизни на Земле», – настаивает немецкий философ Петер Слотердайк4. «Большинство проектов изменений сегодня направлены на спасение мира», – соглашается Мишель Лакруа. Возвращение к земле, альтернативная медицина, солидарность ради общих целей... «Перемены тоже меняются, – считает он. – Раньше нами руководили индивидуалистические ценности – стремление к личностному росту, к совершенству, – а сегодня мы больше откликаемся на ценности альтруизма: мы хотим, чтобы наше поведение и наш выбор делали мир лучше». Похоже, что сегодня на вершине пирамиды человеческих потребностей находится не обладание автомобилем Ferrari или часами Rolex, а владение садом!
Зов иной жизни
Желание перемен охватывает нас еще прежде, чем оно воплотится в какой-то конкретный проект. Перемены, пишет английский психотерапевт Винсент Диэри (Vincent Deary), заявляют о себе как «весть иного мира»5. Она может начаться с «далекого шума, звука за пределами нашего привычного мирка». Кризис среднего возраста усиливает этот эффект. Карл Густав Юнг говорил, что мы проводим половину жизни, карабкаясь по приставной лестнице, а другую половину – осознавая, что мы приставили ее не к той стене.
Иногда все дело в накопившемся ощущении, что жить так, как я живу, непереносимо, размышляет психотерапевт Марина Хазанова. Охваченные гневом, мы можем принимать импульсивные радикальные решения, образно говоря, хлопаем дверью, резко порываем с прошлым. «В таком случае не мы руководим этим переменами, а, наоборот, они нас несут», – подчеркивает психотерапевт. Другой вариант – когда мы принимаем себя и свою жизнь, но вместе с тем возникает ощущение, что какая-то ее часть уже не так нам интересна, перестала приносить удовлетворение и удовольствие. «Мы не тратим свои ресурсы на импульсивные защитные реакции, у нас есть возможность вслушаться в себя, понять и почувствовать, чего мы хотим, – говорит Марина Хазанова. – И тогда мы готовы к осмысленным и не столь болезненным для нас переменам». Как поступить? Куда пойти? Это начало странствия, которое, возможно, станет одиссеей нашей жизни. Туман перед островом, к которому мы плывем.
Цена изменений
Но мы можем не захотеть прислушиваться к метаморфозе, которая свершается в нас. Ведь изменение пугает. Что бы ни говорили данные опросов, мало кто хочет перевернуть свою жизнь вверх дном. Мы – существа привычки, привязанные к тем тропинкам, которые протоптали и которые нас определяют, даже если предпочитаем воображать себя искателями приключений. Перемена трудоемка и опасна. Оставить работу, спутника жизни, место, где мы пустили корни, даже ради рая, – разве можно вообразить, чтобы это можно было сделать легко и без сожалений? Поэтому, когда впереди маячит крутой поворот, возникает мощное и ожесточенное сопротивление. Что заставляет нас медлить? «Нам придется решить для себя вопрос, не слишком ли высока цена, которую надо заплатить за изменения, – отмечает Марина Хазанова. – От чего нам придется отказаться ради них? Что, если перемены потребуют от нас слишком много усилий? А может, мы не ощущаем в себе достаточно ресурсов, уверенности, не чувствуем себя достойными оказаться в этой новой ситуации?»
Желания и реальность
Если мы слишком зацикливаемся на возможных рисках и будущих утратах, стоит проверить себя, обратившись к тому, что нас манит. Вот мы после перемены, на новом месте, в новых обстоятельствах. Стали ли мы счастливее? Возможно, если мы попробуем визуализировать эту новую жизнь, нас охватит жгучее желание «собирать чемоданы». Самый главный вопрос, считает Мишель Лакруа, – «Хочу ли я этого?», а не «Способен ли я на это?». Марина Хазанова добавляет к этому еще один вопрос: «Правильно ли это?» – и поясняет: «Речь не идет о правильности с точки зрения общепринятых представлений, а о нашем внутреннем чувстве, что правильно, честно, справедливо. Именно для меня, а не для всех. Иначе говоря, это означает, что, изменив свою жизнь, я буду готов отвечать за последствия своего решения».
Когда мы проясним свое желание, это позволит нам заметить, что к его осуществлению ведут определенные ступени, и будущее станет менее пугающим. Цели и задачи представляются более реальными – возможно, речь идет не столько о том, чтобы уехать или остаться, сколько о том, как стать теми, кто мы есть, здесь или там. И как же? «Подобно многим, я был одержим идеей самореализации, – признается Мишель Лакруа. – Но я пересмотрел свои взгляды. Потому что если у нас нет страсти, то потенциал остается довольно туманным. Если я его не распознаю, если я не считаю, что у меня он велик, то что мне остается, кроме депрессии?» Отсюда новая идея: «Уйти от мысли об изменении как о бегстве или сублимации». Возможно, здесь и сейчас я могу что-то сделать для того, чтобы мои дети, мой партнер, мои коллеги жили лучше? Как добавить в их жизнь, и в мою тоже, мечты, надежды, движение вместо инерции? Есть совокупность мелких изменений – больше разговаривать друг с другом, быть более внимательными, – которые не очень заметны, но обладают способностью менять нашу жизнь сильнее, чем переезд в далекие края. Философ подводит итог: «Говорят, что дьявол в деталях. Но там же можно найти ангелов».
1 Подробней см. на сайте levada.ru
2 Автор книги «Моя философия человека» («Ma philosophie de l’homme», Robert Laffont, 2015).
3 Ж.-П. Сартр «Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии» (АСТ, 2015).
4 П. Слотердайк «Ты должен изменить свою жизнь» («Du musst dein Leben andern», Suhrkamp, 2009).
5 В. Диэри «Как мы живем?» («How we are"Farrar, Straus and Giroux, 2014).