Как лепить?
Точность исполнения в детской лепке не важна. Обычно не очень-то важно, похоже получилось или нет. Лепится общий образ, который затем называется конкретным именем. Нужен всего один способ слепить человека-мужчину, а потом его можно называть и братцем Иванушкой, и шофером, и богатырем, и космонавтом. Можно варьировать размер, добавлять какие-нибудь точечки, черточки, палочки, чтобы обозначить лицо, волосы, одежду. То же самое с женской фигурой — она одинакова и для Машеньки, и для Аленушки, и для Снежной Королевы.
Но у каждого персонажа, слепленного по типовой схеме, есть один или два характерных элемента, которые сразу говорят, что это не просто женская фигурка, а Аленушка, баба Яга или старуха Шапокляк. У сказочных девочек и старушек это платок на голову (лепешка, обернутая вокруг лица); у Бабы Яги — крючковатый нос, костяная нога (из палочки), метла; у Снежной Королевы (да и любой другой королевы или принцессы) — корона (что-либо на голове), плащ (большая лепешка на спине).
Когда хочешь вовлечь ребенка в совместное изготовление поделки, очень важно правильно выделить ему участок работы.
Во-первых, он должен быть доступен ребенку, то есть, он должен быть в состоянии сделать его почти сам. Во-вторых, это может быть элемент, в котором есть какая-то изюминка, тот самый характерный элемент фигуры. Тогда ребенок чувствует, что делает важное дело, что именно он превращает неизвестного четвероногого зверя в настоящего оленя. Это может быть, наоборот, какой-то очень легкий и повторяющийся элемент. Например, он может катать бревна для избушки, отламывать камни для горы, плющить блины для масленицы. Тогда ребенок осознает, что делает второстепенную вещь, но сам процесс вызывает удовольствие.
Вообще детям нравится не только и не столько лепить фигурки, сколько играть с самой глиной, если ее много, исследовать материал. Это занятие не только очень полезно для ребенка — развиваются тактильные ощущения, но и очень удобно для взрослого — ребенок погружается в дело всерьез и надолго. Поэтому при планировании игры всегда имеет смысл нацеливаться на поделки, которые предполагают что-нибудь из следующего.
- Ломать глину руками, отламывать большие куски, переносить и складывать их. Ребенок может быть при этом, например, экскаватором и грузовиком, кротом и слоном.
- Резать глину ножиком, стеком.
- Складывать куски в одно место — строить гору, стену, пещеру, дом.
- Выковыривать в большом куске дырки пальцами или целой рукой — рыть пещеру для гномов или кроликов, копать колодец, подземный ход, класть печку.
- Скатывать шарики и колбаски. Потом их можно укладывать в гору, стену, пещеру.
- Укладывать шарики или колбаски в стену, гору, пещеру. Для этого катать их должен взрослый.
- Расплющивать глину ладошкой или кулаком, полученные лепешки взрослый может укладывать в дорогу, строить из них домик, печь блины, рисовать на них палочкой цветочки.
- складывать готовые лепешки во что-нибудь. Тогда плющит их взрослый.
Кстати, дети любят уминать все в большой ком, и это полезно с психологической точки зрения. Это может быть отдельной темой игры — рвать глину на куски (камни, кирпичи, лепешки) и давать ребенку складывать их обратно вместе в дом, гору или торт.
Не нужно особенно заботиться о сохранности поделок. Вы материализуете впечатления, придаете им конкретную форму, собираете в одно пространство, придумываете продолжение, а в конце игры уминаете всю глину обратно в общий ком, оставляя на память только небольшие самые полюбившиеся поделки. Большой ком глины — это как ящик с игрушками. Разложили, поиграли, потом собрали все обратно. Не нужно говорить, что вы ломаете поделки в конце игры — вы собираете игрушки на место. Чтобы в следующий раз начать все с самого начала.
Авторская статья