Физическое развитие малыша в 1-ый год жизни — это не совсем лишь прибавки в весе и росте и освоение новейших движений. Большая работа происходит снутри, до поры до медли не видна — и знают о ней лишь чрезвычайно внимательные лекари да некие увлекающиеся предки. Так, человек с обычным тонусом способен напрягаться и расслабляться по необходимости. А нарушенная телесная чувствительность быть может помехой в учебе и общении. Сегодня обсудим еще две главные сочиняющие физического развития малыша — схему тела и ритм.
Схема тела
«Чем наш палец различается от соски?» — «Бессмысленный вопросец... Палец — это палец, а соска — это соска!». Вопрос вправду странноватый — но лишь для нас, взрослых. А малыш ответил бы так: «Да ничем — и то и иное я могу выслать в рот...»
При появлении на свет младенец относится к долям собственного тела как к посторонним предметам. Поэтому когда в поле зрения малыша попадает его рука, до определенного момента она для него таковой же предмет из мира вокруг нас, как игрушка, соска либо рука мамы. Но равномерно у младенца формируются представления о себе, о собственных способностях и ограничениях. Так создается «схема тела» — некоторый, еще неосознаваемый, образ себя, который чрезвычайно главен, чтоб выучиться координировать движения, манипулировать предметами и исполнять разные события.
Cхема тела сходственна карте, которая быть может по-разному детализирована. Если таковая карта превосходно «прорисована», мы можем совершать движение предопределенной долею тела. Например, живописать карандашом, задействовав лишь руку, но не весь корпус, как детки, у каких схема тела нарушена: живописуя, они совершают много излишних движений, наваливаются на стол, их рука «тянет» за собой все тело.
Если схема тела искажается, ребенок растет нерасторопным и неловким. Он может позднее начать ходить, его движения будут неуверенными, несмелыми, неточными. Он будет «собирать» в доме все углы и нередко падать. Конечно, бесхитростно ждать от годовалого малыша ловкости и координированности, но закладываются они в 1-ый год, и в том числе благодаря верно формирующейся схеме тела.
Не наименьшее значение имеют и границы тела: они будут подсоблять ребенку отделять себя от наружного мира и распознавать, где я, а где не я, что мое, а что не мое, знать, что хочу и ощущаю конкретно я, но не кто-то за меня. Физические границы стают основой для психологических границ, умения «держать дистанцию» в отношениях с иными людьми, возможности оберегать свои границы и почитать границы иных.
Дети, которые собственных психологических границ практически не чувствуют, их не отстаивают. Они дозволяют обращаться с собой как с предметами: их можнож просто отодвинуть, «переставить» на иное место. При этом сами они могут то и дело нарушать границы иных жителей нашей планеты: липнуть к неизвестным, обнимать их, вешаться к ним на шейку.
Как мать подсобляет малышу сформировать схему тела и обозначить его границы?Когда она купает, переодевает, кормит малыша, делает ему массаж, она дотрагивается к ребенку, обнимает его, поглаживает, приговаривает: «А чья это у нас ножка?», «А где у нас глазки?». Тем самым она «знакомит» младенца с его руками, ногами, пальчиками, личиком и означает границы тела.
Почувствовать свое тело «изнутри» — мускулы, суставы — подсобляют разные упражнения и игры, в каких малыш преодолевает некое противодействие: отталкивания руками и ногами, «бодания», игры с различными по тяжести предметами. Множество сходственных игр дает известная система PEKiP, разработанная чешским психологом Ярославом Кохом еще в 1970-е годы. Она учит родителей заниматься с детьми так, чтоб запускать заложенный в их двигательный потенциал. При этом особенное внимание уделяется тому, чтоб движения малыша исходили от него самого, но не были навязаны «извне».
Итак, ключ к формированию схемы тела и его границ — узкий телесный контакт малыша с матерью, игры и упражнения, придуманные ею самой либо почерпнутые из опыта иных. Чем больше в это будет вложено любви и внимания, тем лучше малыш будет развиваться, а его схема тела — лучше «детализироваться», «очерчиваться». Постепенно он выучится ощущать возможности собственного тела и доверять себе.
Ритм
Казалось бы, чувство ритма по-настоящему нужно лишь в предопределенной проф деятельности — музыкантам, танцорам, спортсменам и т.д. Но ежели задуматься, вся наша жизнь пронизана ритмами: полнолуние — новолуние, прилив — отлив, день — ночь, бодрствование — сон и т.д. От того, как мы восприимчивы к ритмам, зависит не совсем лишь наше самочувствие, но и эмоциональная упругость, готовность к восприятию новейшей инфы, широта взоров.
Формирование ритма чрезвычайно главно для развития малыша. Самые 1-ые ритмы, с которыми он знакомится еще в утробе мамы, — это ритмы ее ходьбы, речи, биения ее сердца. С появлением на свет малышу предстоит освоить новейшую среду и множество новейших ритмов, к примеру, выучиться верно дышать.
В базе хоть какого ритма — две главные фазы: возбуждение — торможение, ускорение — замедление, взлет — спад, сжимание — разжимание, вдох — выдох. Благодаря ритму вырабатываются двигательные навыки, уравновешиваются, гармонизируются движения не имеет значения при каком виде деятельности. И тогда, как пишет психофизиолог Н.А. Бернштейн, «последовательные шаги при ходьбе либо беге получаются схожими, как монеты одной и той же чеканки». Ребенок начинает лучше ощущать, осмысливать свое тело и править им. Он меньше утомляется, прытче восстанавливает силы, у него вырабатывается лучшая скорость событий и реакций, уходят неловкость, суетливость и торопливость. Даже речь благодаря ритму становится наиболее управляемой, верно акцентированной.
Овладение ритмом — главный шаг на пути понимания медли и места, последовательности событий, усвоения режима дня. А в глобальном смысле — цикличности жизни. Как пробудить в малыше чувство ритма задолго до того, как сиим умышленно начнут заниматься воспитатели и учителя?
Дети чрезвычайно восприимчивы к повторениям, они требуют от взрослого делать одно и то же безграничное количество разов. Мудрые мамы интуитивно употребляют эту склонность, задавая ритм погремушками, хлопками, стишками, песенками и танцами. Привычная картина: мать ритмично покачивает малыша, сидячего у нее на коленях, приговаривая: «Ехали мы, ехали, в гоpод за оpехами, по кочкам, по кочкам, в ямку — бух». Ускоряя ритм к концу потешки, она подготавливает малыша к активным деяниям, к игре. Эти повторяющиеся игры, на 1-ый взор, безусловно напрасные и вздорные, вызывают бурю положительных чувств и у мамы, и у младенца и содействуют формированию у него чувства ритма. А ежели, лаского брав малыша на руки, мать укачивает его, равномерно замедляя ритм, он засыпает. Повторяющиеся ритмичные события подсобляют ребенку угомониться.
Если мать проводит с малышом малюсенько медли либо не уделяет внимания играм, утомляется повторять одно и то же по многу разов, его ритмы — как био, так и психологические — могут сбиваться. Ребенок плохо привыкает к режиму, распорядку дня, его тяжело успокоить опосля игры и уложить дремать. Иначе разговаривая, ему тяжело поменять вид деятельности, переключиться с 1-го события на иное, ведь у каждого из их — собственный ритм.
Занимаясь с ребенком, мы запускаем его ритмы, дозволяем ему ощутить, как ними можнож править и подстраиваться под их, учим переключаться с 1-го ритма на иной.
Продолжение идет.
Из книжки "Главный секрет первого года жизни"