Мы по праву гордимся тем, что природа одарила нас умом. Но способность логически думать не преобладает в нашей жизни не предопределяет ее. Благодаря иррациональной стороне нашей натуры мы любим, предчувствуем, грезим о будущем. И веруем.
Построив Большой адронный коллайдер, сфотографировав поверхность Марса и расшифровав свой геном, человек продолжает бояться темных кошек, веровать в вещие сны и отыскивать в тяжелых ситуациях поддержки у священников либо гадалок. 77% россиян считают себя людьми религиозными, 52% веруют в приметы, 28% – в астрологию, а 26% – в визиты инопланетян* Как выходит, что мудрое и иррациональное уживаются в нас, никак не мешая друг другу?
Ошибка Огюста Конта
Примерно 200 годов назад французский философ и социолог Огюст Конт**, певец здорового смысла и беспристрастного познания, зачарованный фуррорами четких наук собственного медли, горделиво назначил, что ничто не может приостановить рвение жителей нашей планеты к научному всемогуществу: «После религиозной и метафизической стадий легковерия мы в конце концов можем отыскать точку опоры на земле не заглядываться наиболее на небеса».
Наука сделала
нашу жизнь намного комфортнее,
но не приблизила к ответу на основные вопросцы бытия:
о нашей душе, тайне погибели и смысле рождения.
Сегодня эта наивность философа вызывает разве что усмешку. Религиозные и «метафизические» искания не совсем лишь не отошли в прошедшее. Напротив, они проворно приспособили под свои нужды все заслуги научно-технического прогресса. «Письма счастья» мутировали в статусы в соц сетях(«Опубликуйте у себя на страничке, и в течение 3-х месяцев вы разбогатеете»), астрологические прибавления для телефонов и планшетов исчисляются сотками, а гадатели и прорицатели консультируют клиентов по скайпу. Да и традиционные религии никуда не делись.
И этому навряд ли можнож дивиться. «В базе потребности веры – наше врожденное рвение к саморас-пространению за границы собственных способностей и достоверного познания, – отмечает психолог Рада Грановская. – Человеку нужна помощь кого-либо, довольно схожего, чтоб его понять, и довольно всевластного, чтоб исполнить то, что не под силу ему и человеку вообще»***. И бессмертный, всесущий и всевластный Бог чрезвычайно светло отражает наши представления о том, каким обязан быть этот «помощник».
К тому же наука, техника и медицина, очевидно, сделав нашу жизнь намного комфортнее и безопаснее, схоже, ни на шаг не приблизились к ответу на самые основные вопросцы человеческого бытия: о нашей душе, тайне погибели и смысле рождения. Философ Мишель Лакруа(Michel Lacroix)убежден, что конкретно нехватка научных познаний вдохновляет отыскивать ответы на эти постоянные вопросцы в ином месте: «Элементы иррациональности постоянно возникают, когда следует речь о самом животрепещущем. При обсуждении таковых тем невероятно обойтись лишь разумными познаниями, их недостаточно».
И навряд ли когда-нибудь будет довольно. Разумеется, познание безгранично. Но безгранична и Вселенная. И каждый прорыв нашего ума на пути к ее тайнам, разрешая одну загадку, обнаруживает десяток новейших. Значит ли это, что мы обречены постоянно веровать в иррациональное, фантастическое, волшебное?Вероятно, да. Но что в этом отвратительного?
МНЕНИЕ «Слово само меня ведет...»
ФОТО Штефан Унгару
«В нашей жизни почти все невероятно разъяснить с поддержкою логики. Вот, к примеру, почему я пишу стихи?Самое обычное изъяснение – иррационально: поэтому что не могу не писать. Хотя начал я не рано, лет в 25, писал дневники белоснежным стихом... Но позже остановиться теснее не мог. Оказалось, что я чрезвычайно изобильный в этом плане человек, мне неизвестно, что такое кризис, безрыбье, мне постоянно есть что сказать. Бывает, прибывает одна строка, две либо четыре, я записываю их. Закрываю тетрадь и жду. А позже накапливается 10–15 таковых начал, и что-то происходит. На меня что-то нисходит, и я могу за 3–4 дня все эти стихи «решить». Иногда я пишу все стихотворение полностью и знаю при всем этом заблаговременно, каким оно будет. А время от времени против, даже не представляю, чем оно закончится: выходит, что слово само меня ведет. Но самое необъяснимое – как на концертах у нас возникает альянс с залом. Я постоянно ощущаю, что на данный момент это вышло – да, нас слушают, воспринимают, готовы к нашей музыке. Ради этого союза все и происходит, поэтому что писать в стол либо напевать в столовой я не могу, мне главно коллективное действо. И это тоже мистика: тот, кто попадает в наши сети, остается с нами навсегда, его цепляет музыка, слова, наша неторопливость, медитативность, но и резкость тоже...»
Ближайший концерт группы «Калинов Мост» в Москве состоится 14 марта в Москве, в «Известия-холле». Подробнее на сайте kalinovmost.ru
Волшебная клюшка для гольфа
Религиозная вера, как и вера в мистику, сверхъестественные силы и так дальше – часть неповторимого и громадного чувства веры, которое пронизывает всю нашу жизнь. «Все лучшие свойства жителя нашей планеты, лучшие его поступки соединены с верой и верностью, – убеждена Рада Грановская. – Создается воспоминание, что веруют фактически все люди, так как без веры невероятно никакое убеждение. Только религиозные люди веруют в то, что Бог существует, атеисты убеждены, что Бога нет, агностики – что нет достаточных доказательств для конечного вывода, а бесстрастные люди веруют, что сходственные трудности не имеют никакого значения».
И вера вправду способна создавать дивное. Самый обычный пример – знаменитый в медицине эффект плацебо. Таблетка-пустышка из мела и сахара чрезвычайно нередко устраняет боль и устраняет от симптомов недуга, желая не содержит вообщем никаких активно работающих веществ. Эти вещества – гормоны и опиаты – производит наш мозг. Потому что мы веруем: доктор прописал пилюлю, означает, она обязана посодействовать. Но ежели эффект плацебо еще объясним биохимическими действиями в нашем мозге, то недавние психологические исследования показывают, что в других ситуациях мы ведем себя будто бы под действием самой истинней магии.
Например, в опытах Салли Линкеноджер(Sally A. Linkenauger)и ее коллег двум группам студентов давали сыграть в гольф. Первая группа получала обыденную клюшку, а 2-ая – клюшку, типо принадлежавшую до этого знаменитому чемпиону по гольфу. Удивительно, но факт: при том, что уровень мастерства всех испытуемых был безусловно схож, студенты из группы, игравшей «чемпионской» клюшкой, постоянно одолевали с громадным превосходством.
Так проявляет себя присущий волшебному мышлению эффект «партиципации» – переноса на предмет параметров его собственника, считает психолог Евгений Субботский. В древности клинок либо доспехи больших героев становились реликвиями, обладатель которых будто бы получал и силу бывшего носителя. «Вера жителей нашей планеты в волшебную передачу силы и мастерства через орудие вправду существует, – убеждает психолог, – не совсем лишь существует, но и работает, повышая удачливость событий тех, кто обладает данным орудием»(подробнее в журнальчике «Психология и психотехника», 2014, № 4). В опытах, проведенных самим Евгением Субботским, соучастникам разговаривали, что проф колдунья может наложить на их волшебное заклинание, которое изменит их жизнь – к лучшему либо к худшему. И желая на словах испытуемые отрицались веровать в такую возможность, наблюдение за ими точно свидетельствовало: водят они себя так, как будто неоспоримо веруют в ее силы.
Кто воспринимает решения
Выходит, и в XXI веке мы в глубине души продолжаем веровать в чудеса. И ключевики тут – «в глубине души». Логика и ум, которые принято считать основными плюсами рода человеческого, оказываются лишь узкой пленкой, под поверхностью которой раскрываются то и дело иррациональные глубины. Мы не можем, сходственно компу, беречь и моментально анализировать всю поступающую информацию, и большая часть главных решений принимаем спонтанно, прислушиваясь к интуиции, которая нередко сменяет нам рассудок.
Это совсем не означает, что мы никогда не прислушиваемся к «голосу разума». Разумеется, мы умеем оценить делему, кропотливо ее взвесить, обдумать различные варианты ее решения. Но, положа руку на сердечко, сколько заморочек мы отлично разрешили с поддержкою 1-го лишь интеллекта?Даже самые рассудительные люди не принимают решений отталкиваясь от твердой логики. Современная нейрофизиология подтверждает: выбор делает наша сердитая система. Следовательно, даже у самых убежденных рационалистов это происходит иррационально, без их ведома, под действием чувств, чувств, верований, не-осознанных стремлений. Зигмунд Фрейд первым идентифицировал этот источник внутреннего беспорядка и отдал ему имя – бессознательное.
Молитва, обращенная к себе
«Важнейшая мысль Фрейда состоит в том, что вытесняемый нами опыт вытесняется не совсем лишь в далекие «закоулки» нашего бессознательного, но и во наружный мир, – подмечает психоаналитик Андрей Россохин. – И оттуда ворачивается к нам в виде трансформированных, искаженных образов, которые продолжают нас преследовать». И ежели так, то все наши мольбы и гадания, шаманские ритуалы и известия медиумов, все фантастические и религиозные практики обращены к нам же самим.
Иррациональное настигает нас тогда, когда мы этого меньше всего ждем. Чтобы развиваться, необходимо не бегать
от неизведанного,
а обучаться с ним
взаимодействовать.
Эта мысль, кстати, подтверждается тем, что почти все из этих практик претерпели в заключительные десятилетия суровые конфигурации. Например, знаменитый британский астроном Джон Фроули(John Frawley), убежденный приверженец средневековой предсказательной астрологии, на чем свет стоит бранит собственных коллег-«модернистов», которые на данный момент больше отступают от старых традиций прогнозирования, «превращая астрологическую консультацию в сеанс психоанализа с гороскопом в руках». Да и гадатели, судя по их рассказам, тоже устремляются посодействовать клиентам разобраться с личностными, психологическими неуввязками. Возможно, время от времени они вправду приносят нам выгоду?
Зло либо благо?
Как бы мы ни желали убежать от иррационального, оно настигает нас в тот момент, когда мы этого меньше всего ждем. И для того чтоб развиваться, нам необходимо не бегать от неизведанного, а принимать его и обучаться взаимодействовать с ним. Открываться практикам, легендам, легендам и мечтам, которые подсобляют нашей душе трудиться, воодушевляют нас на разрешение каждодневных заморочек. Но ставить заслон медиумам и волшебникам, которые делают нас пассивными, принуждая поверить, что все зависит лишь от высших сил, и заменяют собой и своими взорами нашу свою истинную жизнь.
«Экскурсии в зазеркалье могут служить как благу, так и злу. Такие экскурсии – не предмет обсуждения, они – действительность нашей психики, итог подсознательной веры в сверхъестественное. Просчитать, как отразится эта вера на доле отдельного жителя нашей планеты либо народа, – невозможно», – предостерегает Евгений Субботский, подразумевая под «зазеркальем» область иррационального, волшебного мышления. «Мы не можем обойтись без иррационального, – соглашается Мишель Лакруа. – Если мы будем его подавлять, оно отомстит. И будет отыскивать ублажения в извращенных формах – политической утопии, религиозном экстремизме либо сектах». Об угрозы тоталитарных сект подсказывает и Рада Грановская, подчеркивая, что новейшие религиозные течения возникают в период острых публичных кризисов, когда людьми овладевают настроения уныния и безысходности: «Вступление в секты облегчается идейным вакуумом. С точки зрения лиц, ждущих прытких эффектов хоть каким методом, античные мировые и национальные религии представляются не оправдавшими себя – очень медлительными и сверхизбыточно взыскательными к духовным усилиям».
Но без этих усилий не обойтись. Только при их условии наш постоянный «роман» с иррациональным быть может преобразован в энергию, творчество, способность обожать, обретать новейший опыт и – веровать. Верить в себя.
* См. подробнее на сайте «Левада-центра», levada.ru
** Огюст Конт – родоначальник положительной философии и современной социологии. Его основной труд – «Дух положительной философии: Слово о положительном мышлении»(Либроком, 2011).
*** Р. Грановская «Психология веры»(Питер, 2010).
Узнать больше
«Психология бессознательного» Зигмунда Фрейда. Сборник статей, в каких сформулировано представление основоположника психоанализа о неподконтрольных уму явлениях нашей психики(Питер, 2012).«Интуиция». Дэвид Майерс, наикрупнейший современный исследователь интуиции, ведает о том, на чем основано, как возникает и проявляется «шестое чувство», в чем его превосходства и почему оно быть может опасно для нас(Питер, 2013).
читайте такжеЭто не магия