«Врагом Мусоргского была склонность к употреблению алкогольных напитков.
Эта пагубная страсть сильно держала его и довела до могилы»
Михаил Иванов, музыкальный критик
Великий российский композитор, один из знаменитой «Могучей кучки» Модест Мусоргский(1839–1881)был классическим барином-либералом. А, как знаменито, профессиональные люди на Руси, испытывающие жаркую любовь к обычному народу, не могут не пить — они просто не знают иного метода стать поближе к предмету почтения. Так что кроме творения «народных» опер композитор с пятнадцати лет увлекался и народным сорокаградусным зельем — до тех пор, пока не стал сам схож на героев собственных музыкальных творений, бродяг и юродивых.
Молодой господин Модест, чуть покинув родовое гнездо и переселившись в столицу, живо перевоплотился в опустившегося богемного персонажа, «перекати-поле» без семьи, без неизменного заработка, без дома. Дармовые обеды в гостях, шатания по меблирашкам, а посещало, и ночкой по улице с чемоданчиком в руке, когда выгоняли с квартиры. Тем не наименее, Мусоргский принимал бытовые лишения как стоимость, которую приходится выплачивать за артистические устремления — поэтому он вовсю черпал воодушевление в водке. Так, во время еще одного запоя был задуман и воплощен один из самых веских циклов в мировой музыке — «Картинки с выставки». Так же создавалась и опера «Борис Годунов». Кромсая в опьяненном кураже пушкинский текст, композитор вставлял в либретто высказывания вроде «Ай, лихонько» и «Митюх, че орешь?» — само собой, чтоб быть поближе к народу.
Отзывы современников о Мусоргском противоречивы — нередко о нем судили как о человеке порожнем и недалеком. При этом Мусоргский оставался патологическим альтруистом, и сиим качеством воспользовались все кому не лень. Он был пианистом-виртуозом и выдающимся аккомпаниатором, и его нередко приглашали выступать в благотворительных концертах — природно, безвозмездно. От такового положения вещей Мусоргский пил еще более.
Друзья и коллеги по «Могучей кучке» видели прогрессирующую алкогольную зависимость композитора, но не пробовали посодействовать с исцелением. В последние годы большая часть знакомых вообщем отвернулось от него, считая конечно падшим. Смерть Мусоргского была фактически самоубийством: смертельный приступ вызвала бутылка коньяка, контрабандой пронесенная в палату, где лежал нездоровой композитор.
Гений против потребления
1852–1856
Модест поступает в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где, попав под влияние старших друзей, начинает пить. Знакомится с М.А. Балакиревым, главой «Могучей кучки». Начинает придумывать музыку.
1858–1868
Выходит в отставку, чтоб «полностью предназначить себя музыке» — и винопитию. Вскоре в Петербурге на публике осуществляются его 1-ые сочинения: «Скерцо си-бемоль мажор» и хор из катастрофы «Царь Эдип». Реформа 1861 года(освобождение фермеров)принуждает Мусоргского поступить на службу в Инженерное управление. Пишет песни, романсы и оркестровые пьесы, в том числе «Иванову ночь на Лысой горе». Чтобы поправить здоровье, проводит три года в имении брата в Минкино.
1869
Влиятельный фанат его таланта славянофил Филиппов предлагает композитору место канцеляриста — Мусоргский служит в «должности Акакия Акакиевича» в Лесном департаменте. Продолжает пить, и его не увольняют со службы лишь благодаря заступничеству начальника. Пишет камерную оперу «Женитьба» по Гоголю и семь сцен из катастрофы Пушкина «Борис Годунов». По ночам пьет в кабаке «Малый Ярославец».
1872-1877
Сочиняет вокальный цикл «Детская», начинает работу над «Хованщиной». Вторая редакция «Бориса Годунова» ставится в Мариинском театре. С середины 1870-х пьет больше. Пишет собственный основной шедевр — фортепианную сюиту «Картинки с выставки».
1880
Вынужден бросить должность. Работает аккомпаниатором на приватных певческих курсах. Живет в меблированных комнатах, фактически ни с кем не общается.
1881
В феврале серьезно заболевает. Помраченное сознание, тревожность, ужас, двигательное возбуждение, зрительные галлюцинации, потливость — налицо все признаки белоснежной горячки. После приступа его помещают в Николаевский военный госпиталь. Два заключительных дня жизни Мусоргского стали медлительной агонией. Он просил приносить ему газеты и читал в их заметки про собственное ухудшающееся состояние. Как лишь композитору стало лучше, он подкупил больничного охранника, и тот принес Мусоргскому бутылку коньяка и яблоко на закуску. Эта фатальная бутыль вызвала новый смертельный удар, от которого Мусоргский погиб 16 марта.
Собутыльники
Виктор Гартман
Друг Мусоргского, знаменитый живописец и конструктор, погиб от алкоголизма в возрасте 39 лет. Мусоргский посетил посмертную выставку работ Гартмана, опосля чего же сам ушел в запой и написал в память о приятеле «Картинки с выставки».
Илья Репин
Главный передвижник был в числе немногих, кто не бросил Мусоргского в беде. В заключительный месяц жизни композитора он посещал его в госпитале и написал с опустившегося Мусоргского самый знаменитый его портрет.
Арсений Голенищев-Кутузов
Третьестепенный поэт, на стихи которого Мусоргский создал два вокальных цикла. Несколько лет они жили совместно, проводя вечера в ресторанах либо дома за роялем, музицируя, выпивая и читая стихи.
Нравится