Даже самоотверженные любители рок-музыки признают, что концертные пластинки по большей части невразумительный мусор. Что особенно обидно, плохие концертники выпускают даже те группы, которые живьем выступают великолепно. Так нужны ли они вообще? Эти 12 альбомов дают ответ!
Paul McCartney and Wings: Wings over America
1976. (Здесь и далее указан год записи, а не выхода диска.) Исторически сложилось, что у The Beatles нет ни одного прилично задокументированного концерта, не говоря уже о том, что после 1966 года они не выступали живьем вообще (квартирник Let It Be на крыше не в счет). Казалось бы, ситуация для фанатов безвыходная, но есть один трюк, который помогает приобщиться к битловской атмосфере через черный ход. А именно через этот тройной (на виниле) альбом по мотивам турне Пола Маккартни по Америке в тот самый момент, когда он был в наилучшей форме и The Beatles еще не канули в далекое старпёрское прошлое. Собственно, битловских песен там не так уж и много, пять штук, но и подбор материала, и исполнение, и запредельный энтузиазм — все на фантастическом уровне!
Bob Marley: Live!
1975. Самый знаменитый перформанс растаманского полубога в оригинале содержит всего семь треков, зато среди них каноничная живая запись No Woman, No Cry, которую с тех пор крутят по радио куда чаще студийной с альбома Natty Dread 1974-го. И ведь этот тот случай, когда диджеи правы: такие концертные записи валят студийные нокаутом.
Depeche Mode: «101»
1988. Запись последнего, сто первого концерта Depeche Mode в рамках грандиозного тура с альбомом Music for the Masses. Собственно, это итог всей карьеры базилдонского квартета, ибо после него Depeche Mode записали Violator и началась совсем другая история. Среди фанатов группы (а это чуть ли не каждый второй россиянин) концертник «101» носит почти библейский статус.
James Brown: Live at the Apollo
1962. Культовейшая в среде афроамериканцев концертная запись, которая в год своего выхода настолько взорвала голову населению, что «черные» радиостанции крутили в эфире всю пластинку целиком, от начала до конца, не размениваясь на отдельные песни. Обязательно надо сказать, что альбом выдержал проверку временем, даже сегодня слушается взрывоопасно!
The Who: Live at the Isle of Wight
1970. В те времена, когда рок-группы только еще учились громыхать мегадецибелами, первопроходцами по этой части были The Who. Музыкальные критики зовут самым классическим концерт Live at Leeds (тоже 1970 года), но он суховат, ему не хватает какой-то брутальной бутлегерской жести. Чего не скажешь о записи с фестиваля Isle of Wight, слушая который временами ощущаешь, будто на тебя уронили башню из ламповых усилителей.
Judas Priest: Unleashed in the East
1979. Идеальный хеви-метал-концерт, на котором, правда, Роб Хэлфорд и компания изрядно сжульничали, часть материала тайком перезаписав в студийной обстановке. Ну да ладно, оно того стоило. Как и все великие концертные пластинки, Unleashed in the East обладает чудодейственным свойством подать любую песню многократно краше, чем она звучала до этого в студии. Это особенно важно для Judas Priest, чьи пластинки 70-х звучали сыровато и робко. Концертник исправил всё!
Ramones: It's Alive
1977. Неслыханная для своего времени лаконичность и щедрость: 28 песен в одном живом альбоме! У пионеров панка Ramones наблюдается особенно запущенный случай — любая их вещь на концерте звучала быстрее, мощнее и веселее, чем на студийных дисках, замученных продюсерами насмерть. It's Alive — их самый прославленный живой альбом, хотя с момента его выхода на свет появилось изрядное число пластинок не менее интересных. Из позднего можно послушать для интереса Greatest Hits Live — совершенно иные впечатления, но тоже радужные.
Elvis Presley: Elvis as Recorded at Madison Square Garden
1972. Редчайший случай в индустрии тех лет, когда на одну пластинку уместился весь 53-минутный концерт целиком, да еще какой! Ладно рок-н-роллы, но даже баллады исполняются раза в полтора быстрее привычных оригиналов. И ни следа жирка и ленивости, которыми славился поздний Элвис! Это тот самый неудержимый заводной перфоманс, через который можно прочувствовать, за что же его прозвали Королём. Кстати, пластинку выпустили всего через 8 дней после самого концерта.
Led Zeppelin: How the West was Won
1972. Самая великая концертная группа 70-х при жизни так и не отстрелялась приличной концертной записью, оставив за собой лишь неровный альбом и фильм The Song Remains the Same. Уже с наступлением компакт-дисковой эпохи любители копаться в архивах сделали волевой рывок и отобрали, по их мнению, лучший из сохранившихся концертов. И не прогадали. Альбом вышел в 2003 году и занял первое место в американских чартах — впервые после распада Led Zeppelin!
Deep Purple: Made in Japan
1972. Группе Deep Purple, в отличие от их коллег из свинцового дирижабля, повезло неслыханно: свой величайший концертный альбом они выпустили еще при жизни, на пике формы и славы. Для помешанных на тяжелом роке фанатов Made in Japan и по сей день остается эталонным (и недостижимым) образцом стадионного рока. Даже миллион раз записанная и перезаписанная Smoke on the Water здесь воплощена прекраснее, чем в любой иной версии. Понять почему — никому не дано. Что-то вроде магии.
Nirvana: Unplugged in New York
1993. В это сейчас трудно поверить, но Курт и Ко согласились выступить с акустическим шоу для MTV лишь по той причине, что новый альбом In Utero продавался недостаточно хорошо, да и турне не кишело аншлагами. Появилась идея, будто лишний показ группы на MTV подольет масла в аншлаг, и идея сработала. Курт Кобейн с акустической гитарой потом не сходил с экранов вплоть до самой смерти, а после смерти стал не сходить еще больше.
Queen: Queen Rock Montreal
1981. Queen оставили за собой с десяток официальных концертных альбомов, причем лучшие из них были выпущены уже после смерти Фредди. Вообще популярные прижизненные концертники Queen (такие как Live Killers) оказались неспособны передать истинную силу их песен в живой форме. Зато теперь ты можешь спокойно послушать, например, ядреные хард-роковые записи с тура 1974 года (альбом Live at the Rainbow '74) или же окунуться в Queen самого светлого периода, когда они записали свой последний великий диск The Game и организовали тур, где не было ни единой лишней и проходной песни. На альбоме Queen Rock Montreal есть 26 убойных треков, записанных в Канаде в 1981 году, когда Меркьюри нота за нотой, легко и непринужденно превосходит самого себя.
Бонус-треки
Также MAXIM рекомендует то, что не уместилось в почетной дюжине, но легко могло там оказаться:
Tom Waits «Glitter and Doom Live», Pixies «Death to the Pixies — Live», Motorhead «No Sleep ’til Hammersmith», U2 «Under a Blood Red Sky», Johnny Cash «At Folsom Prison», AC/DC «If You Want Blood», Kiss «Alive», Pink Floyd «Pulse», Dire Straits «Alchemy Live», Portishead «Roseland NYC Live».