- 20-май-2017, 12:53
Google научился синтезировать неизвестные человечеству гибриды инструментов
Исследователи лаборатории Google Magenta открыли принципиально новый метод создания звуков. Может, самое время нам закопать в могилу рок, рэп, поп и придумать музыку будущего?
Любой серьезный музыковед со стажем тебе расскажет, что в основе нового, революционного жанра в первую очередь лежит не человек, не ноты, а техника. Джаз стал доминирующим мировым жанром в прошлом веке потому, что его расцвет совпал с появлением грампластинок и радио, и люди могли слышать новые хиты где угодно и когда угодно.
Рок-н-ролл же возник после того, как в магазинах появились первые серийные электрогитары. Fender Telecaster стал продаваться в 1950 году, а уже в 1955—1956 электрогитара стала главным орудием новой музыки.
Синтезаторы, драм-машины, концертные усилители и примочки спецэффектов — каждый из таких предметов порождал не только звук, но и целое течение и жанр.
Однако после того, как в 90-е произошла окончательная смычка цифровых технологий и звукозаписи, ничего принципиально нового в деле звукоизвлечения так и не возникло в нашем мире. Это вынуждает самых пытливых исследователей рыть землю в поисках свежих, революционных решений.
Прототип первого серийного синтезатор Moog, 1964 год
На днях Джесс Енгел и Синьджон Резник, участники исследовательской группы Google Magenta, продемонстрировали публике очень любопытную технологию. Они смогли заставить искусственный интеллект генерировать звук, обладающий свойствами двух разных и на первый взгляд несовместимых музыкальных инструментов.
Допустим, они дают системе в качестве отправной точки бас-гитару и церковный орган. После чего искусственный интеллект выводит некий не существовавший доселе инструмент, который звучит наполовину как бас-гитара и наполовину как орган. Мало того, задание возможно усложнить — попросить систему сгенерировать звук, всего лишь на 28% состоящий из бас-гитары, но чтобы остальные 72% звучали как орган. И такая задача искусственному интеллекту по силам. В итоге этот метод порождает практически бесконечную вариативность.
Ниже образцы, где совмещены контрабас и флейта, орган и контрабас, флейта и орган.
Да, мы знаем, что для уха просто человека приведенные семплы звучат хоть и диковинно, но простовато. Однако для творческого человека это может стать основой для сотворения небольшой новой музыкальной вселенной. В настоящий момент технология хоть уже и работает, но является скорее шаблоном для более комплексных и законченных решений. Потому сами создатели призывают других экспериментаторов и разработчиков использовать их алгоритмы чтобы двигать прогресс дальше.
Авторы собрали (и продолжают собирать) колоссальную базу звуков по инструментам. И тем временем они же создали удобный наглядный интерфейс для управления процесса генерации.
Процесс создатели называют нейтральным синтезированием, сокращенно NSynth (не дай бог тебе перепутать это с попсовым бойз-бэндом 'N Sync!). Презентация состоялась на этой неделе на фестивале Moogfest.