На пороге мира Борхеса у нас кружится голова. Борхес будто хватает нас клещами, но в то же время привлекает и завораживает. Все, что до него казалось естественным, с ним становятся нереальным, огромным, бесконечным. И именно в вихре его несметных абстракций и отсылок, его невозможных сюжетов что-то заставляет нас смаковать этот опьяняющий вкус сложности и запутанности всего на свете.
Кристина Тириндзони ключи к пониманию
Преображение собственной истории
Борхес показывает человека в бесконечности его возможностей и умений. Жизнь — это переплетение нескончаемых разветвляющихся тропинок: перед каждым событием мы вольны выбирать из разных «вариантов будущего», то есть различных альтернатив. Наша личная жизнь – это только нить в бесконечной паутине вероятных реальностей. Вечная партия в шахматы с непредсказуемыми возможностями.
Двойной лабиринт
Образ зеркала, часто присутствующий в произведениях Борхеса, отсылает нас к расщеплению-умножению личности, к другим «Я», обитающим в каждом из нас. Лабиринт с его ложными тропами символизирует неприветливое отношение реальности к жизни, исходящей только от одного разума. Кроме того, лабиринт – это символ утраты: именно ею заканчивается поиск Чего-то в нескончаемом круговороте жизни, Чего-то такого (Бога или человека), в чем можно найти себя.
Внутреннее око
Как писал Итало Кальвино, «Борхес всегда обладал способностью «видеть» вещи и помогать читателям увидеть их». В беспросветной тьме Борхес, слепой провидец, учит нас смотреть не глазами, а внутренним оком. Жизнь – это не только действительность и сознание, но и мечты, память, бессознательная активность, тайны, нечто невыразимое, боги и демоны. Киберпространство. Не только то, что можно увидеть и потрогать, но и то, что не существует, что нельзя потрогать или увидеть, – все это является частью нашей жизни и потому одинаково ценно. Реальность всегда не такая, какой мы ее видим. Реальность (физическая и психическая) всегда перемешивается с вымыслом.
Удовольствие от чтения
«Я всегда был больше читателем, чем писателем». Борхес жил среди книг, с книгами, в книгах – настоящих и придуманных. Чтение было для Борхеса одной из форм счастья. Он говорил, что «никто не обязывает нас читать книгу с первой до последней страницы. Если книга вам скучна, отложите ее – значит, она была написана не для вас». Также Борхес учит нас проживать литературу как акт творения, придерживаясь повседневной жизни. Другими словами – впустить в свои отношения с жизнью свое собственное знание. Книга предлагает, просит и призывает, оживает, в то время как читатель при помощи книги и своей фантазии возвращается в забытые места, воскрешает воспоминания и разные состояния души. Таким образом читатель становится в своем воображении автором книги, которую он читает.
его даты
1899: Родился 24 августа в Буэнос-Айресе. Отец, Хорхе Гильермо, был адвокатом, а также профессором английского языка и психологии.1906: Борхес пишет свой первый рассказ «Решительное забрало», вдохновившись эпизодом из «Дон Кихота». Через 3 года в El pais публикуют его испанский перевод рассказа Оскара Уайлда «Счастливый принц».1914–1921: Борхес вместе с родителями отправляется в Европу. Во время учебы посещает лекции в Лугано, Женеве и Испании.1923: Вернувшись в Аргентину, Борхес публикует свой первый стихотворный сборник «Жар Буэнос-Айреса» и основывает литературный журнал.1937: Борхес устраивается на свою первую работу в городскую библиотеку в качестве ассистента.1941: Борхес издает сборник рассказов «Вымыслы», в 1949 году – сборник «Алеф», а в 1952-м – сборник «Новые расследования».1955: Борхес назначен директором национальной библиотеки.1970: Борхес публикует «Сообщение Броуди» – сборник из 11 коротких рассказов, посвященных его пожилой матери.1972: Выходит сборник Борхеса «Золото тигров».1986: Борхес умирает от рака 14 июня в Женеве. До самой смерти его очень поддерживала его вторая супруга, Мария Кодама.
На пороге мира Борхеса у нас кружится голова. Борхес будто хватает нас клещами, но в то же время привлекает и завораживает. Все, что до него казалось естественным, с ним становятся нереальным, огромным, бесконечным. И именно в вихре его несметных абстракций и отсылок, его невозможных сюжетов что-то заставляет нас смаковать этот опьяняющий вкус сложности и запутанности всего на свете. Кристина Тириндзони ключи к пониманию Преображение собственной истории Борхес показывает человека в бесконечности его возможностей и умений. Жизнь — это переплетение нескончаемых разветвляющихся тропинок: перед каждым событием мы вольны выбирать из разных «вариантов будущего», то есть различных альтернатив. Наша личная жизнь – это только нить в бесконечной паутине вероятных реальностей. Вечная партия в шахматы с непредсказуемыми возможностями. Двойной лабиринт Образ зеркала, часто присутствующий в произведениях Борхеса, отсылает нас к расщеплению-умножению личности, к другим «Я», обитающим в каждом из нас. Лабиринт с его ложными тропами символизирует неприветливое отношение реальности к жизни, исходящей только от одного разума. Кроме того, лабиринт – это символ утраты: именно ею заканчивается поиск Чего-то в нескончаемом круговороте жизни, Чего-то такого (Бога или человека), в чем можно найти себя. Внутреннее око Как писал Итало Кальвино, «Борхес всегда обладал способностью «видеть» вещи и помогать читателям увидеть их». В беспросветной тьме Борхес, слепой провидец, учит нас смотреть не глазами, а внутренним оком. Жизнь – это не только действительность и сознание, но и мечты, память, бессознательная активность, тайны, нечто невыразимое, боги и демоны. Киберпространство. Не только то, что можно увидеть и потрогать, но и то, что не существует, что нельзя потрогать или увидеть, – все это является частью нашей жизни и потому одинаково ценно. Реальность всегда не такая, какой мы ее видим. Реальность (физическая и психическая) всегда перемешивается с вымыслом. Удовольствие от чтения «Я всегда был больше читателем, чем писателем». Борхес жил среди книг, с книгами, в книгах – настоящих и придуманных. Чтение было для Борхеса одной из форм счастья. Он говорил, что «никто не обязывает нас читать книгу с первой до последней страницы. Если книга вам скучна, отложите ее – значит, она была написана не для вас». Также Борхес учит нас проживать литературу как акт творения, придерживаясь повседневной жизни. Другими словами – впустить в свои отношения с жизнью свое собственное знание. Книга предлагает, просит и призывает, оживает, в то время как читатель при помощи книги и своей фантазии возвращается в забытые места, воскрешает воспоминания и разные состояния души. Таким образом читатель становится в своем воображении автором книги, которую он читает. его даты1899: Родился 24 августа в Буэнос-Айресе. Отец, Хорхе Гильермо, был адвокатом, а также профессором английского языка и психологии.1906: Борхес пишет свой первый рассказ «Решительное забрало», вдохновившись эпизодом из «Дон Кихота». Через 3 года в El pais публикуют его испанский перевод рассказа Оскара Уайлда «Счастливый принц».1914–1921: Борхес вместе с родителями отправляется в Европу. Во время учебы посещает лекции в Лугано, Женеве и Испании.1923: Вернувшись в Аргентину, Борхес публикует свой первый стихотворный сборник «Жар Буэнос-Айреса» и основывает литературный журнал.1937: Борхес устраивается на свою первую работу в городскую библиотеку в качестве ассистента.1941: Борхес издает сборник рассказов «Вымыслы», в 1949 году – сборник «Алеф», а в 1952-м – сборник «Новые расследования».1955: Борхес назначен директором национальной библиотеки.1970: Борхес публикует «Сообщение Броуди» – сборник из 11 коротких рассказов, посвященных его пожилой матери.1972: Выходит сборник Борхеса «Золото тигров».1986: Борхес умирает от рака 14 июня в Женеве. До самой смерти его очень поддерживала его вторая супруга, Мария Кодама.