На канале Fox идет сериал «Сосны» — теледебют автора «Шестого чувства» М. Найта Шьямалана с Мэттом Диллоном и Джульетт Льюис.Специальный агент Итан Берк (Мэтт Диллон) едет с напарником в Айдахо, где пропала его бывшая напарница. По пути их автомобиль сталкивается с грузовиком, а в себя Берк приходит уже в уютном госпитале городка Вэйворд Пайнс, где ему, кажется, собираются сделать трепанацию черепа. Сбежав от докторов, Итан отправляется на поиски коллег и обнаруживает, что все жители открыточного города на поверку повязаны какими-то мрачными секретами, а главное — из Вэйворд Пайнс невозможно уехать (здесь фильм в чем-то перекликается с отечественным перестроечным «Городом Зеро» Карена Шахназарова), так как населенный пункт окружен непроницаемым забором.В первых сообщениях о том, что М. Найт Шьямалан, намаявшись в полнометражном кино, решил отправиться на телевидение, «Сосны» подавались в качестве нового «Твин Пикс».За без малого два года, прошедшие с тех пор, Дэвид Линч решил самостоятельно реанимировать свой опус магнум, но и «Сосны» оказались совсем не тем, чем казались поначалу. Общего у новой картины канала Foх и линчевского шедевра немного, скорее зачин (главный герой из ФБР попадает в тихий омут городка в одном из северных штатов), чем общий пафос. То же самое, кстати, можно сказать и о творческом методе самого Шьямалана, которого на заре карьеры (после «Шестого чувства») то и дело сравнивали с Линчем. Разница между ними — в сфере интересов.Линч увлечен мистикой, эзотерикой и психоанализом, а Шьямалан — тем, что называется «потусторонними явлениями».Иными словами, сравнивать его вернее с Дж. Дж. Абрамсом — автором «Остаться в живых» и «За гранью», который скоро представит свою версию «Звездных войн».Только вот если Абрамс использует мистико-фантастические темы как повод для разговора на вечные темы, Шьямалана интересует физический выход за границы привычной реальности сам по себе. Иными словами, «Сосны» — это не новый «Остаться в живых», они ближе по духу к научно-фантастическим сериалам вроде культовой в США «Сумеречной зоны». Упор здесь сделан не на туманные метафоры и макабрические образы, а на вполне конкретные фантастические элементы; яснее происходящее от этого, впрочем, пока не становится, но тем увлекательнее. Попутно стало понятно, почему такими нелепыми и неловкими у Шьямалана получались последние полнометражные картины: количество идей, которые режиссеру и продюсеру хотелось реализовать разом, просто не влезали в полнометражное кино.На сей раз в распоряжении автора оказались подходящий литературный источник (в основе «Сосен» — одноименный роман Блейка Крауча) и десятичасовой хронометраж. Почувствовав себя свободнее, чем обычно, Шьямалан в первых же сериях пробежался по основным мотивам «Шестого чувства» и «Таинственного леса», но сделал это на современном техническом уровне. На пользу картине пошло и своевременное обращение к нескольким мифам. Во-первых, к нарастающей ностальгии по 1990-м: исполнившие главные роли блестящие актеры Мэтт Диллон и Джульетта Льюис — гости именно из этой эпохи. Во-вторых, к американскому северу (точнее, северо-западу) — месту не менее живописному, чем модный в прошлом сезоне готический и болотистый юг.Ну и наконец, неоспоримым достоинством стало следование другому тренду: на смену сериалам, выдерживающим по восемь сезонов, пришли сериалы-антологии вроде «Американской истории ужасов» и просто более малые формы. То есть зрителю не предлагается ломать голову несколько лет: все загадки «Сосен» должны разрешиться к десятой серии; это законченный кинороман, второй сезон не планируется. И вот здесь, пожалуй, сосредоточена главная интрига. Ведь если Шьямалану удастся достаточно сильно ошарашить зрителя в финале, то его карьера на телевидении обязательно продолжится. И, зная привычку режиссера наращивать обороты с каждым следующим проектом (в прошлом фильме «После нашей эры» он отправил Уилла Смита в космос), он вполне может стать полноценной заменой ушедшему в большое кино Абрамсу.Автор: Ярослав Забалуев
На канале Fox идет сериал «Сосны» — теледебют автора «Шестого чувства» М. Найта Шьямалана с Мэттом Диллоном и Джульетт Льюис.Специальный агент Итан Берк (Мэтт Диллон) едет с напарником в Айдахо, где пропала его бывшая напарница. По пути их автомобиль сталкивается с грузовиком, а в себя Берк приходит уже в уютном госпитале городка Вэйворд Пайнс, где ему, кажется, собираются сделать трепанацию черепа. Сбежав от докторов, Итан отправляется на поиски коллег и обнаруживает, что все жители открыточного города на поверку повязаны какими-то мрачными секретами, а главное — из Вэйворд Пайнс невозможно уехать (здесь фильм в чем-то перекликается с отечественным перестроечным «Городом Зеро» Карена Шахназарова), так как населенный пункт окружен непроницаемым забором.В первых сообщениях о том, что М. Найт Шьямалан, намаявшись в полнометражном кино, решил отправиться на телевидение, «Сосны» подавались в качестве нового «Твин Пикс».За без малого два года, прошедшие с тех пор, Дэвид Линч решил самостоятельно реанимировать свой опус магнум, но и «Сосны» оказались совсем не тем, чем казались поначалу. Общего у новой картины канала Foх и линчевского шедевра немного, скорее зачин (главный герой из ФБР попадает в тихий омут городка в одном из северных штатов), чем общий пафос. То же самое, кстати, можно сказать и о творческом методе самого Шьямалана, которого на заре карьеры (после «Шестого чувства») то и дело сравнивали с Линчем. Разница между ними — в сфере интересов.Линч увлечен мистикой, эзотерикой и психоанализом, а Шьямалан — тем, что называется «потусторонними явлениями».Иными словами, сравнивать его вернее с Дж. Дж. Абрамсом — автором «Остаться в живых» и «За гранью», который скоро представит свою версию «Звездных войн».Только вот если Абрамс использует мистико-фантастические темы как повод для разговора на вечные темы, Шьямалана интересует физический выход за границы привычной реальности сам по себе. Иными словами, «Сосны» — это не новый «Остаться в живых», они ближе по духу к научно-фантастическим сериалам вроде культовой в США «Сумеречной зоны». Упор здесь сделан не на туманные метафоры и макабрические образы, а на вполне конкретные фантастические элементы; яснее происходящее от этого, впрочем, пока не становится, но тем увлекательнее. Попутно стало понятно, почему такими нелепыми и неловкими у Шьямалана получались последние полнометражные картины: количество идей, которые режиссеру и продюсеру хотелось реализовать разом, просто не влезали в полнометражное кино.На сей раз в распоряжении автора оказались подходящий литературный источник (в основе «Сосен» — одноименный роман Блейка Крауча) и десятичасовой хронометраж. Почувствовав себя свободнее, чем обычно, Шьямалан в первых же сериях пробежался по основным мотивам «Шестого чувства» и «Таинственного леса», но сделал это на современном техническом уровне. На пользу картине пошло и своевременное обращение к нескольким мифам. Во-первых, к нарастающей ностальгии по 1990-м: исполнившие главные роли блестящие актеры Мэтт Диллон и Джульетта Льюис — гости именно из этой эпохи. Во-вторых, к американскому северу (точнее, северо-западу) — месту не менее живописному, чем модный в прошлом сезоне готический и болотистый юг.Ну и наконец, неоспоримым достоинством стало следование другому тренду: на смену сериалам, выдерживающим по восемь сезонов, пришли сериалы-антологии вроде «Американской истории ужасов» и просто более малые формы. То есть зрителю не предлагается ломать голову несколько лет: все загадки «Сосен» должны разрешиться к десятой серии; это законченный кинороман, второй сезон не планируется. И вот здесь, пожалуй, сосредоточена главная интрига. Ведь если Шьямалану удастся достаточно сильно ошарашить зрителя в финале, то его карьера на телевидении обязательно продолжится. И, зная привычку режиссера наращивать обороты с каждым следующим проектом (в прошлом фильме «После нашей эры» он отправил Уилла Смита в космос), он вполне может стать полноценной заменой ушедшему в большое кино Абрамсу.Автор: Ярослав Забалуев