До недавнего времени власть была (и пока еще остается) у тех, кто "наверху": монархов и президентов, знати и элит, крупных корпораций и церкви. Но с появлением соцсетей люди научились объединяться и самоорганизовываться онлайн, и за этим — будущее, считают авторы книги "Новая власть". Как новая власть меняет политику, бизнес и общество — и как научиться жить в новых условиях?
Харви Вайнштейн
Вам ближе "Тетрис" или Minecraft?
Чтобы лучше понять принципиальную разницу между старыми и новыми властными моделями, сравним две самые популярные компьютерные игры всех времен — "Тетрис" и Minecraft.
Игровая механика "Тетрис" очень проста. Геометрические фигуры, состоящие из отдельных квадратных блоков, падают с верхней части экрана, а игрок должен уложить их в аккуратные прямые линии. Фигуры летят всё быстрее и быстрее, так что играющий в конце концов уже не в состоянии справиться с их потоком. В полном соответствии с духом старой власти возможности игрока были жестко ограничены, и он по определению не имел шанса выиграть у системы.
Нововластные модели действуют скорее как Minecraft: сегодня считается, что это вторая по популярности игра всех времен и народов. Как и "Тетрис", она довольно примитивна, и в ее основе тоже лежат блоки-квадратики. Но работает она совсем по-другому.
Она не следует модели вертикального подчинения "сверху вниз": ее выстраивают снизу вверх, и пользователи со всего мира создают игровые миры вместе, блок за блоком. Игра целиком существует за счет энергии участников. В мире Minecraft можно встретить жилища, храмы, универмаги Walmart; кур, драконов, пещеры, корабли, фермы, аттракцион "американские горки"; действующие компьютеры, созданные инженерами; лесные пожары, темницы, кинотеатры и стадионы.
Игроки сами определяют для себя правила и ставят себе задачи. Здесь нет никакого универсального руководства, предоставленного производителем игры: игроки учатся на примере себе подобных, порой — с помощью домашнего видео. Некоторым игрокам (их называют "моддеры") даже доверяют возможность изменять саму игру.
Без всех этих действий игроков Minecraft был бы просто пустыней. И основная черта динамики сегодняшнего мира — взаимное непонимание между теми, кто вырос в "тетрисовской" традиции, и теми, кто обладает "майнкрафтовским" типом мышления.
Будущее станет полем битвы за мобилизацию сторонников. Процветания в нем добьются те лидеры, организации и обычные люди, которые лучше всего сумеют направить энергию окружающих в нужное русло — ради благих, дурных и тривиальных целей.
Это уже происходит благодаря организациям и отдельным людям, которые сумели оседлать эту волну. Так, компания Lego спасла свой бренд, обратившись к народу, а TED превратилась из интернет-конференции для избранных в одно из крупнейших в мире сообществ для обмена идеями.
Авторская статья