Слово не воробей, вылетит, не поймаешь. Эта старинная пословица, к сожалению, констатирует бесповоротное действие слов на окружающий мир. Часами болтая по телефону, обсуждая соседей коллег и знакомых, мы не подозреваем о силе воздействия своих слов на этих людей даже за их спиной. Даже если они их не слышат. Иногда мы удивляемся, откуда у нас болезни, несчастья и неприятности, будто возникают на ровном месте. Во всем виновато неосторожное слово, которое кто-то, возможно, сказал в наш адрес. А, может быть, и мы сами произнесли, не задумываясь о последствиях.
«В начале было Слово», – написано в Евангелии от Иоанна. Мы часто слышим эту фразу, которую употребляют в доказательство великой силы слова. Но мало кто вспоминает продолжение фразы. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Именно это продолжение указывает на божественную, волшебную силу каждого произнесенного нами доброго слова. В момент говорения мы уподобляемся тому, кто создал этот мир и правит им с помощью своего слова. Кирилл и Мефодий определили Слово как Логос. А под Логосом (греческое понятие) подразумевался закон всемирного развития, и некая Высшая Сила, управляющая миром.
В слове заключен посыл, желание, глубокий внутренний мотив человека, и оно имеет такую силу, о которой многие даже не подозревают, буквально бросая слова на ветер.
Как мы бросаем слова на ветер?
• Родители, воспитывая своего ребенка, часто программируют его своими необдуманными и неосторожными словами, называя растяпой, лодырем, занудой, неумехой, нытиком и т.д. Они хотят сделать, как лучше, то есть достичь обратного эффекта, чтоб их чадо не было лентяем и растяпой. А получается наоборот. Припечатывают. И остается ярлычок на всю оставшуюся жизнь.
• Люди, оценивая усилия другого человека часто говорят: «У тебя никогда это не получится», «Ты всегда проигрываешь», «Тебе ни за что не справиться с этой проблемой», «Никогда не поймешь (не сделаешь, не сможешь)…» и т.д. и т.п. Никогда не говори «никогда»! Но мы слышим подобные приговоры чуть ли не ежедневно. Более того, сами произносим их, оценивая собственную деятельность. Зачем? Бросая эти слова, мы пишем свою и чужую жизнь.
• В минуту гнева, боли, страха, волнения, защищаясь или выражая протест, мы часто в состоянии аффекта или в сердцах говорим страшные слова: «Чтоб тебе пусто было!», «Чтоб ты сдох!», «Будь ты проклят!», «Чтоб у тебя язык отсох!» Мы, не задумываясь, желаем своему ближнему, чтоб он куда-нибудь провалился, и он проваливается. Потом наш гнев проходит, мы уже и забыли о своих пророческих словах, а тот, на кого было направлено наше проклятие, в больнице с гипсом лежит. И это в лучшем случае. Три минуты гнева способны уничтожить годы дружбы и любви. Бойтесь гнева, который не способен удержать язык за зубами.
Самое интересное заключается в том, что негативное слово, произнесенное нами, действует не только на того, на кого оно направлено. Но и на нас самих. Будто мы выпускаем на ветер собственную силу.
Буддисты считают основным источником потери энергии именно человеческую речь.
В христианстве издавна считалось, что важно не то, что в рот попадает, а то, что изо рта выходит, то есть то, что человек произносит, говорит. Не случайно, у нас всегда были отшельники, которые уединялись в глухих безлюдных местах, чтобы молиться и не расходовать духовную силу в пустых разговорах, а накапливать и укреплять себя и свой дух.
Болтовня является главным препятствием нашего развития. Мудрец Патанджали, мастер йоги и восточных практик, считает, что между человеческим умом, речью, телом и душой существует тесная связь. Ошибки в речи человека не случайны, они говорят о каких-то серьезных нарушениях в психике, эмоциональном развитии, общении. Поэтому заикание, запинание, невнятная речь – показатель каких-то внутренних проблем человека.
Слово – это проявление праны – энергии Вселенной В Аюрведе сказано, что слово – это проявление праны. А прана – сила жизни, энергия Вселенной. Чем больше у человека праны, тем он здоровее, успешнее и гармоничнее. Харизматичные люди буквально излучают прану и одновременно получают ее от других, потому что отдавая любовь, получают обратно симпатию и доброжелательность.
«Однажды ученик пошел к мастеру и спросил:
– Вы советуете жить с открытым умом и открытым сердцем. Но тогда весь ум и вся доброта могут улететь?
– Ты просто крепко рот закрой. И все будет хорошо, – ответил мастер».
Вселенская энергия расходуется тогда, когда человек говорит что-то осуждающее, критикует, напрягает пространство претензиями, недовольством, сравнивает и осуждает, когда человек употребляет мат. Подсчитано, что 90% ссор между людьми происходят потому, что люди говорят друг другу плохие слова. Обижают, унижают, критикуют, досадуют, гневаются…
Бхагават-Гита утверждает, что истинная аскеза речи (аскеза – самоограничение, самоотвержение, упражнение, результатом которого должно стать просветление, достижение духовных целей) – это умение говорить правду хорошими, приятными для человека словами.
С другой стороны, мы, сами порой не задумываясь, засоряем свою речь жаргонными, грубыми словами, матерщиной, сленгом и прочими дисгармоничными проявлениями, тем самым нарушая гармонию своего существования. Этот сор загрязняет не только нашу речь, но и нашу жизнь. А мы еще удивляемся, откуда у нас проблемы, почему у нас ничего не получается, почему нам не везет и т.д.
Восточные мудрецы считают, чтобы сохранить и приумножить прану, каждый человек должен стать
• лекарем, который лечит (поддерживает в здоровом состоянии) свое тело;
• знатоком грамматики и орфографии, следящим за своей речью;
• философом, который очищает свое сознание от негатива и постигает абсолютную истину и законы Вселенной.
Во всем виновата наша речь!
Ученые давно изучают силу воздействия на живые организмы человеческой речи. Не простых звуков, мычания и невразумительного бормотания, а именно осмысленных, несущих информацию слов.
Оказалось, что произнесенное слово, речь – это структурно устойчивая уединённая волна, которая распространяется в нелинейной среде. Учеными были открыты так называемые загадочные солитоны – волны, обладающие свойствами частиц, способных внедряться в окружающий мир и воздействовать на него. Они ведут себя как разумные существа. Они изменяют нас и мир вокруг. По существу, слово – это солитон, самостоятельно живущая единица, которая влияет на окружающих, независимо от расстояния и времени произнесения. Не случайно близкие люди порой слышат голоса своих родных на очень далеком расстоянии, будто угадывают их желания и слова.
Прекрасно, если слова эти хорошие. С помощью добрых и прекрасных слов мы способны изменить нашу планету, сделать ее цветущим садом, где всем будет радостно и счастливо жить. Но словом можно и убить! И создать совершенно невыносимые условия, способствовать насилию, войнам и т.д. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, слово можно в разящий свинец перелить», – писал поет Вадим Шефнер.
Исследователями проведен эксперимент с ростками пшеницы. Одни из них ставили в комнате, где люди говорили друг другу только хорошие приятные слова, где часто улыбались и шутили. И сами растения называли ласковыми словами. Другие ростки поставили в помещение с конфликтными людьми. И к растениям тоже обращались с грубыми словами и проклятиями. Это может показаться удивительным, но вы уже и сами догадались, где ростки выглядели лучше и развивались более активно. Конечно, там, где им говорили ласковые слова!
Представьте себе, как расцветет наш мир, люди вокруг, мы сами, если в нашу привычку войдет хорошее, искреннее и доброе слово. Мы ведь можем спасти свою планету, только перестав говорить грубые слова и следя за своей речью! Все просто!
Но почему же так сложно все это выполнить?
• Плохое слово легче срывается с уст.
• Над неправильной, ошибочной и грубой речью не нужно думать, она не требует душевных и умственных усилий.
• Негативные обсуждения других возвышают нас в собственных глазах. Утешают наше самолюбие. То есть играют на наших слабостях.
Осторожнее со словами!
Психологи заметили, что чаще всего мы критикуем и осуждаем те недостатки, которые присущи нам самим. Более того, обсуждая качества людей, мы невольно перебираем или примериваем эти качества на себя. То есть становимся такими, как обсуждаемые нами люди. Так может стоит говорить о хороших людях, чтобы самим стать лучше?
• А лучше вообще никого не обсуждать и не критиковать. Вы не пробовали? Попробуйте, вы с удивлением заметите, что каждый день и каждый час вам хочется сделать по поводу чего-то и кого-то какое-то критическое замечание. А вы не делайте этого! Очиститесь от критики себя и других. И ваша речь станет чище. А жизнь лучше!
Замечено также, что тот, кто критикует, отдает часть положительной кармы тому, кого он критикует. То есть критикуемому это полезно, а тому, кто открывает на него рот, бывает очень вредно, ведь он теряет свою энергию.
• Второе правило: избегайте крайностей. Бог в мелочах, Сатана – в крайностях. Не доводите до крайностей, а если дошли, то держите язык на привязи. Постарайтесь не произносить слов в минуты критических эмоциональных всплесков. Именно тогда вы можете наговорить лишнего. Что сделать, чтобы слова не вылетели из вас в минуты гнева, обиды и боли? Попробуйте сосчитать до десяти. Сделайте паузу в резком разговоре. Лучше подумайте сначала, а потом произнесите, если уж не терпится. Но самое оптимальное в такие моменты – промолчать.
• Третье правило: старайтесь избавиться от претензий к людям и миру. И научитесь быть благодарным. Благодарность – главный путь к произнесению хороших слов. Даря благо слова другим, вы приобретаете ответную благодарность и ничего не теряете. Как правило, мы не умеем и не любим быть благодарными ни по отношению к своим близким, ни, тем более, по отношению к чужим. Но без благодарности, наша душа будет наполнена только претензиями и плохими словами.
В этой связи вспоминаются строчки И. Бродского, лучше которого, пожалуй, не скажешь:
«Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,
жил у моря, играл в рулетку,
обедал черт знает с кем во фраке.
С высоты ледника я озирал полмира,
трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал на себя что сызнова входит в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гумна
и не пил только сухую воду.
Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность».