На что не наплевать » Я "Женщина" - Я "Всё могу".

  • 16-июн-2014, 19:44

На что не наплевать

На что не наплевать


«Определить культуру жителя нашей планеты можнож по одному признаку: на что ему не наплевать. Жизнь каждого жителя нашей планеты проходит в некоторых изолированных кругах. Один живет в малюсеньком кружке, иной — в круге побольше, 3-ий — в еще большем. Когда больно от чужой боли — это и есть самый великий круг, круг культурного жителя нашей планеты. Конечно, нельзя сделать так: я на данный момент пробудился, захотел стать культурным и начал сострадать униженным и оскорбленным. Так не посещает, и самые благие намерения тут не посодействуют. Надо производить душу», — эта примечательная по собственной точности и глубине мысль принадлежит Юрию Михайловичу Лотману.
На мой взор, его слова вполне совпадают с христианским пониманием дела к миру и людям. Чтобы в этом убедиться, довольно просто заменить слова «культурный человек» на «христианин».
Слово «культурный» дословно значит — возделанный. А христианство как разов и призывает жителя нашей планеты возделывать свою душу по заповедям Евангелия. Но возделывать, окультуривать — это значит, в том числе, проводить границы, делить, созидать различие. В сельском хозяйстве это границы меж сорной травкой и культурными растениями. В высоконравственной сфере — границы меж благом и злобном. А значит — меж «можно» и «нельзя». И, по сути, Лотман показывает как разов на эти границы — чего же ни в коем случае нельзя делать человеку, которому «не наплевать».
Границы меж «можно» и «нельзя» человек обязан выяснить как можнож ранее. Наблюдая за жизнью, в том числе и за собственной, я больше уверяюсь: невероятно укрывать что-то от жителя нашей планеты до медли, полагаясь, что позже он сам до всего докопается. Тот, кто не переболел в свое время «детскими болезнями», позже, теснее в зрелом возрасте, переносит их намного тяжелее. Это относится и к запретам, которые на данный момент так смущают нас, эмансипированных родителей. Этот несчастный принцип запрета, окончательно, не обязан доминировать. Во всех книжках по ребяческому воспитанию, которые мне удалось прочесть, сказано, что таковых «нельзя» не обязано быть много. Но они непременно обязаны быть!Система высоконравственных запретов в принципе нужна для обычного становления жителя нашей планеты. Обычно мы осматриваем «нельзя» как нечто, нарушающее нашу свободу. Но ведь и огораживание на горной тропе, проходящей по краю обрыва, — тоже запрет. Однако конкретно он не дает нам свалиться в пропасть. Кто-то произнесет: «Условно — как неважно какая аналогия». Возражу!Безусловно правильно — как настоящая жизнь.
Сейчас, кстати, чрезвычайно просто проверить, велик ли твой круг, разговаривая словами Лотмана. Для этого довольно завести страницу в «Фейсбуке» и активно «пожить» в ней месяц-другой.
И оказывается, что у нас чрезвычайно малюсенькие круги: чрезвычайно чуть-чуть этих благих запретов, наложенных нами на самих себя. Я не так давно проводил для студентов мастер-класс по теме «Интервью» и просил каждого написать 10 свойств, которые им брать интервью подсобляют и которые мешают. И в разряде положительных свойств все написали «вежливость». Это, в общем-то, ожидаемо, я не знаю таковых жителей нашей планеты, которые бы произнесли: «Я человек невежливый». Но когда заходишь в «Фейсбук», поражаешься: ежели у нас все так воспитанные, то откуда же все это хладнокровие и хамство?
Видимо, воспитанность любой из нас осмысливает в согласовании со своими «нельзя». Вот меня, к образцу, папа в детстве учил, что, когда здороваешься с человеком за руку, необходимо вставать, и с тех пор я не могу сидя подать руку. А мои студенты, считающие себя воспитанными, могут. Я ни в коем случае не разговариваю, что они из-за этого нехорошие, а я — превосходный. Потому что вновь же, к образцу, мое поколение, традиционно, увы, не встает, когда в комнату заходит дама, а для поколения моих учителей сходственное поведение неприемлимо. То есть у почти всех жителей нашей планеты моего возраста существует запрет на то, чтоб сидя здороваться, а у моих учителей впридачу — еще и запрет на возможность сидя встречать даму.
Это как разов и есть проявление тех кругов, о которых пишет Лотман, разговаривая о том, на что человеку «не наплевать»: чем выше культура сопереживания, тем больше запретов человек на себя налагает — и напротив. Как, к образцу, в том же «Фейсбуке»: эти круги у нас чрезвычайно сильно сузились. В силу различных обстоятельств, в силу, быть может, и давления культурного поля, которое нам дает на данный момент какие-то чрезвычайно странноватые эталоны поведения; в силу всеобщего напряжения, озлобленности и так дальше. Но ведь чем шире у нас эти круги недопустимого, тем почаще они будут пересекаться с таковыми же кругами иных жителей нашей планеты, творя некоторое единичное место нравственности и культуры. Но круги наши ныне сужены до размера кружочков. И ты потихоньку утрачиваешь возможность ощущать боль иного жителя нашей планеты. А для христианина это, в общем-то, смертельная штука.
Был не так давно вариант: ко мне зашел недалёкий друг. Мы с ним чуть-чуть повздорили накануне, начали разъясняться, и он разговаривает: «На самом деле, ты меня прости, просто мне чрезвычайно тяжело сейчас». И я вдруг сообразил, что вот — посиживает передо мной взрослый человек, довольно закрытый, не склонный к сантиментам. Но на данный момент он чрезвычайно желает, чтоб я ему просто посочувствовал. А я не могу: смотрю в себя, не могу отыскать на это искренних сил. И я избавлялся тогда некий общей фразой. Мне до сих пор постыдно, но я не сумел посочувствовать недалёкому человеку, который в этом нуждался, просил даже. И перед сиим сходу же гаснет то, что я считал себя правым в той ситуации, с которой мы разбирались. Поэтому на данный момент, желая теснее и поздно, все таки скажу: «Прости, друг!».
Автор: ЛЕГОЙДА Владимир

«Определить культуру жителя нашей планеты можнож по одному признаку: на что ему не наплевать. Жизнь каждого жителя нашей планеты проходит в некоторых изолированных кругах. Один живет в малюсеньком кружке, иной — в круге побольше, 3-ий — в еще большем. Когда больно от чужой боли — это и есть самый великий круг, круг культурного жителя нашей планеты. Конечно, нельзя сделать так: я на данный момент пробудился, захотел стать культурным и начал сострадать униженным и оскорбленным. Так не посещает, и самые благие намерения тут не посодействуют. Надо производить душу», — эта примечательная по собственной точности и глубине мысль принадлежит Юрию Михайловичу Лотману. На мой взор, его слова вполне совпадают с христианским пониманием дела к миру и людям. Чтобы в этом убедиться, довольно просто заменить слова «культурный человек» на «христианин». Слово «культурный» дословно значит — возделанный. А христианство как разов и призывает жителя нашей планеты возделывать свою душу по заповедям Евангелия. Но возделывать, окультуривать — это значит, в том числе, проводить границы, делить, созидать различие. В сельском хозяйстве это границы меж сорной травкой и культурными растениями. В высоконравственной сфере — границы меж благом и злобном. А значит — меж «можно» и «нельзя». И, по сути, Лотман показывает как разов на эти границы — чего же ни в коем случае нельзя делать человеку, которому «не наплевать». Границы меж «можно» и «нельзя» человек обязан выяснить как можнож ранее. Наблюдая за жизнью, в том числе и за собственной, я больше уверяюсь: невероятно укрывать что-то от жителя нашей планеты до медли, полагаясь, что позже он сам до всего докопается. Тот, кто не переболел в свое время «детскими болезнями», позже, теснее в зрелом возрасте, переносит их намного тяжелее. Это относится и к запретам, которые на данный момент так смущают нас, эмансипированных родителей. Этот несчастный принцип запрета, окончательно, не обязан доминировать. Во всех книжках по ребяческому воспитанию, которые мне удалось прочесть, сказано, что таковых «нельзя» не обязано быть много. Но они непременно обязаны быть!Система высоконравственных запретов в принципе нужна для обычного становления жителя нашей планеты. Обычно мы осматриваем «нельзя» как нечто, нарушающее нашу свободу. Но ведь и огораживание на горной тропе, проходящей по краю обрыва, — тоже запрет. Однако конкретно он не дает нам свалиться в пропасть. Кто-то произнесет: «Условно — как неважно какая аналогия». Возражу!Безусловно правильно — как настоящая жизнь. Сейчас, кстати, чрезвычайно просто проверить, велик ли твой круг, разговаривая словами Лотмана. Для этого довольно завести страницу в «Фейсбуке» и активно «пожить» в ней месяц-другой. И оказывается, что у нас чрезвычайно малюсенькие круги: чрезвычайно чуть-чуть этих благих запретов, наложенных нами на самих себя. Я не так давно проводил для студентов мастер-класс по теме «Интервью» и просил каждого написать 10 свойств, которые им брать интервью подсобляют и которые мешают. И в разряде положительных свойств все написали «вежливость». Это, в общем-то, ожидаемо, я не знаю таковых жителей нашей планеты, которые бы произнесли: «Я человек невежливый». Но когда заходишь в «Фейсбук», поражаешься: ежели у нас все так воспитанные, то откуда же все это хладнокровие и хамство? Видимо, воспитанность любой из нас осмысливает в согласовании со своими «нельзя». Вот меня, к образцу, папа в детстве учил, что, когда здороваешься с человеком за руку, необходимо вставать, и с тех пор я не могу сидя подать руку. А мои студенты, считающие себя воспитанными, могут. Я ни в коем случае не разговариваю, что они из-за этого нехорошие, а я — превосходный. Потому что вновь же, к образцу, мое поколение, традиционно, увы, не встает, когда в комнату заходит дама, а для поколения моих учителей сходственное поведение неприемлимо. То есть у почти всех жителей нашей планеты моего возраста существует запрет на то, чтоб сидя здороваться, а у моих учителей впридачу — еще и запрет на возможность сидя встречать даму. Это как разов и есть проявление тех кругов, о которых пишет Лотман, разговаривая о том, на что человеку «не наплевать»: чем выше культура сопереживания, тем больше запретов человек на себя налагает — и напротив. Как, к образцу, в том же «Фейсбуке»: эти круги у нас чрезвычайно сильно сузились. В силу различных обстоятельств, в силу, быть может, и давления культурного поля, которое нам дает на данный момент какие-то чрезвычайно странноватые эталоны поведения; в силу всеобщего напряжения, озлобленности и так дальше. Но ведь чем шире у нас эти круги недопустимого, тем почаще они будут пересекаться с таковыми же кругами иных жителей нашей планеты, творя некоторое единичное место нравственности и культуры. Но круги наши ныне сужены до размера кружочков. И ты потихоньку утрачиваешь возможность ощущать боль иного жителя нашей планеты. А для христианина это, в общем-то, смертельная штука. Был не так давно вариант: ко мне зашел недалёкий друг. Мы с ним чуть-чуть повздорили накануне, начали разъясняться, и он разговаривает: «На самом деле, ты меня прости, просто мне чрезвычайно тяжело сейчас». И я вдруг сообразил, что вот — посиживает передо мной взрослый человек, довольно закрытый, не склонный к сантиментам. Но на данный момент он чрезвычайно желает, чтоб я ему просто посочувствовал. А я не могу: смотрю в себя, не могу отыскать на это искренних сил. И я избавлялся тогда некий общей фразой. Мне до сих пор постыдно, но я не сумел посочувствовать недалёкому человеку, который в этом нуждался, просил даже. И перед сиим сходу же гаснет то, что я считал себя правым в той ситуации, с которой мы разбирались. Поэтому на данный момент, желая теснее и поздно, все таки скажу: «Прости, друг!». Автор: ЛЕГОЙДА Владимир


Мы в Яндекс.Дзен

Похожие новости

Комментарии для сайта Cackle