У меня есть собственный, фирменный метод определения мам грудничков в магазинах – традиционно они, задумавшись, катают взад-вперед магазинную телегу и напевают «баю-баю-аа-а», а заметив мою усмешку спохватываются, и смущенно усмехаются в ответ. Так что все-таки такое колыбельная?
История колыбельной началась на самой заре населения земли, с тех самых пор, когда измученные недосыпом и нездоровой спиной многодетные прородители изобрели колыбель(люльку, зыбку), позволившую упростить укачивание малыша. Независимо от сборки колыбели: подвешена ли она была к потолку, либо приделана к ножкам с закругленными полозьями, основным в ней было то, что ее можнож было качать, покачивать(«колыбать», «зыбку колыхати»). Причем качать колыбель надобно было мерно, монотонно, с схожей амплитудой, конкретно это успокаивало, убаюкивало малыша.
Так и родилась колыбельная, с обычный, практически заунывной, мелодией, не дозволяющей ребенку отвлекаться либо разыгрываться, часто циклическим припевом, заполненная нежными словами. Искусству напевать колыбельные обучались умышленно, девченка начинала укладывать дремать(«байкать)собственных младших братиков и сестер когда ей осуществлялось 5 лет, и именовали таковых девченок «баюкалки», «байкальщицы». Постепенно, способом проб и ошибок, нашим предкам становилось светло, что основное в колыбельной – это мелодия, интонация, а совсем не слова, для этого даже ударения в словах колыбельной покорялись определенному, мерному, «укачивающему» ритму. Но вернемся к тому, о чем поется в колыбельных.
«Бытовые» колыбельные говорят о обыкновенной жизни, быте семьи(современные прородители и на данный момент, часто, напевают колыбельные в стиле «о чем вижу, о том пою»):
Баю-бай, баю-бай, ты собаченька не лай,
Чернолапа, не скули, ты мне Ваню не буди.
Темна ноченька, не спится, наш Ванюшенька опасается.
Ты собачка не лай, мне Ванюшу не пугай.
Воспитательно-наставительные колыбельные говорят ребенку о правильной модели поведения в трудной ситуации, предоставляют оценку таковой ситуации родителями, как, к примеру, в довольно знаменитой колыбельной про Волчка.
Баю-баюшки-баю, не ложися на краю.
Придет серенький волчок и ухватит за бочок,
И потащит во лесок, под ракитовый кусток.
К раскаянию, почаще всего её так и напевают, пропуская самую заключительную, и самую главную, «охранительную» часть колыбельной, в какой и заключена самая главная мысль – ценность ребяческой жизни, обещание родительской охраны:
Ты, волчок к нам не ходи, нам Ванюшу не буди
У нас Ванечка один, мы его не отдадим!
Колыбельные – наговоры, идолы пелись с целью привлечь, заманить невидимых существ, которые бы оберегали, оберегали малыша:
Ай, лю-ли, ай, лю-ли,
Угомон тебя бери,
Угомон тебя бери,
Наша детка сладостно дремли.
Сюда же, пожалуй, можнож отнести и целый цикл колыбельных про Кота, который прибывает подсоблять беспокоится о малыше. Это соединено с приписываемыми коту волшебными способностями – кот мог «наделить» малыша длинным сном, отогнать «нечистую силу», усыпить малыша мурлыканием, и даже «поработать» грелкой, ежели его положить в колыбель.
«Уж ты Котик - Коток, Котик – серенький хвосток,
Приди Котик ночевать, нам Ванюшу покачать.
Уж как я тебе, Коту, за работу оплачу:
Дам кусочек пирога, и кувшин молока.
Кушай, Васька, не кроши, больше платы не проси»
Впрочем, волшебные способности приписывались и иным зверям и птицам, которые прибывали в колыбельные. Птицы у старых славян символизировали вестников Бога, которые прилетали подсоблять с малышом.
Колыбельные-пожелания, в каких мать ведает о счастливом будущем собственного малыша, его будущем достатке, здоровье, радости пелись для того, для чего же на данный момент наши современники творят «альбомы желаний», и прогуливаются на тренинги: чтоб отдать человеку цель в жизни, и поведать Мирозданию о том, что все-таки от него желают для малыша:
«Баю-баю-баиньки, купим Ване валенки
Наденем на ноженьки, пустим по дороженьке
Будет Ванечка ходить, новы валенки носить»
Используя слова "люли", "люшеньки-люли" в колыбельной, именуя колыбельку - люлечкой, а малыша, который дремал в колыбельке - лялей, лялечкой, наши дальние бабушки обращались к покровительнице новорожденных и проклюнувшихся ростков, славянской богине Лёле, дочери богини Лады, призывая ее на охрану малыша.
Наши прородители считали, что колыбельная владеет особенной мистикой, она поддерживает связь меж мамой и ребенком. Через колыбельную ребенок осмысливает, что он не одинок в этом мире. Современная наука подтверждает это: новорожденный выяснит колыбельные, которые напевала ему мать во время беременности и успокаивается. На Востоке разговаривают, что нехорошему человеку в детстве не напевали колыбельных песен.
В современном мире познания о колыбельных потускнели и смутились, редкий родитель, мурлыкая себе под нос «баю-баюшки-баю», мыслит о волшебных котах, идолах либо старых языческих заступниках. Но колыбельные все также в ходу, их все также напевают на ночь мамы своим детям, «колыхая» промышленную кровать либо укачивая на руках спеленутого малыша, и все также под простую заунывную мелодию тянется узкая ниточка от мамы к ее ребенку, невидимая, но магически крепкая.