«Мы неправильно думаем о работе» - «Работа и карьера» » Я "Женщина" - Я "Всё могу".

  • 07-мар-2016, 04:48

«Мы неправильно думаем о работе» - «Работа и карьера»

Зачем мы каждый день заставляем себя встать с кровати и идем на работу, вместо того чтобы жить в свое удовольствие? Социальный психолог Барри Шварц предлагает свое объяснение.

Подготовил Никита Печенегин 
 

Каждый человек задает себе такой вопрос и отвечает на него: «Ну как же? Надо зарабатывать на жизнь». Но едва ли такой ответ может кого-нибудь удовлетворить. Работа – это испытание, вызов себе. Работа стимулирует, и если вам очень повезло, то она еще и важна для вас, для общества, в общем, она имеет смысл. Конечно, если бы нам не платили, то мы бы не работали, но это не та причина, по которой мы работаем на самом деле. Вообще, заработок не самое главное в работе, и когда мы говорим, что кто-то делает что-то ради денег, то мы имеем в виду нечто довольно сомнительное.

Сейчас нам очевидно, что если мы делаем что-то только ради денег, то это плохо. Но если это так очевидно для большинства людей на планете, то почему многие из нас все еще занимаются монотонной, нудной и изматывающей работой? Почему в нынешнем обществе потребления мы полностью удалили из труда все те нематериальные блага, которые он может нам принести? Люди, занятые таким трудом, работают ли они на заводе, в колл-центре или в офисах, работают только ради денег, в этом не приходится сомневаться (едва ли такая работа может гарантировать душевный подъем). Но вопрос, который меня интересует, – «Почему?»

Ответ – из-за технологии. Я сейчас не о тех технологиях, которые «сделали нашу жизнь проще», нет. Я говорю о технологии производства идей. В дополнение к изобретению разных устройств наука изобретает способы познания. В социальных науках создаются способы познания, направленные на нас самих. И они имеют огромное влияние на то, как мы поступаем.

Если вы считаете, что ваша бедность – Божья воля, то вы молитесь. Если вы думаете, что бедность – результат вашей ничтожности, то вы впадаете в депрессию. А если вам кажется, что ваша бедность – результат угнетения и несправедливости, то вы начинаете восставать. Относитесь вы к своей бедности со смирением или начинаете бунтовать, зависит от того, как вы понимаете причины своей бедности. Это пример роли, которую идеи играют в формировании нашей личности. И именно поэтому технология порождения идей – может быть, одна из самых важных технологией, что дала нам наука.

Есть нечто, что отличает технологию производства идей от технологий материальных. Если появляется ненужная, плохая технология, то она не задерживается в этом мире, она скоро исчезает, растворяется во времени. С идеями так не получится. Неверные представления о человечестве никуда не денутся, если люди верят в них. Потому что, веря в них, они формируют мир вокруг себя в соответствии с этими ложными представлениями.


Промышленная революция принесла нам фабричную систему, в которой работа приносит тебе только деньги и радость от окончания рабочего дня. Потому что один из отцов промышленной революции Адам Смит (Adam Smith) был убежден, что люди по природе своей ленивы и не будут делать ничего, пока не увидят выгоду для себя. Адам Смит предложил в качестве выгоды банальную плату. И так мы построили фабричную систему, которая полностью основана на ложном представлении о человеческой природе. Но как только такая система была выстроена, у людей не осталось другого способа деятельности, кроме как за плату. И так это ложное представление закрепилось и чудесным образом стало восприниматься всеми как единственно верное.

Примечательно, что именно Адам Смит (человек, который дал невероятный подъем массового производства), сказал о работниках на конвейере: «Человек тупеет настолько, насколько это вообще возможно». Именно «тупеет», то есть становится тупым. Хотел он того или нет, но Адам Смит ясно выразил мысль, что именно та обстановка, то заведение, в котором работает человек, создает людей, приспособленных именно к такой работе, от которой нельзя получить ничего, кроме денег.

В естественных науках мы можем построить множество теорий об устройстве космоса, но его это никак не затронет: он останется таким, какой есть. А вот с теориями о человеке лучше быть осторожнее, потому что человеческая природа может измениться под воздействием этих теорий.

Знаменитый антрополог Клиффорд Гиртц (Clifford Geertz) много лет назад сказал, что человек – это незаконченное животное. Он имел в виду, что наша природа является во многом продуктом общества, в котором мы живем. Мы изменяем человеческую природу, изменяя то общество, в котором мы живем и работаем. Поэтому главный вопрос, который мы должны себе задавать, создавая наши человеческие организации, звучит так: «Созданию какой именно человеческой природы я хотел бы способствовать?»

Лекция социального психолога Барри Шварца (Barry Schwartz) в рамках проекта TED, подробнее см. по ссылке.


Зачем мы каждый день заставляем себя встать с кровати и идем на работу, вместо того чтобы жить в свое удовольствие? Социальный психолог Барри Шварц предлагает свое объяснение. Подготовил Никита Печенегин Каждый человек задает себе такой вопрос и отвечает на него: «Ну как же? Надо зарабатывать на жизнь». Но едва ли такой ответ может кого-нибудь удовлетворить. Работа – это испытание, вызов себе. Работа стимулирует, и если вам очень повезло, то она еще и важна для вас, для общества, в общем, она имеет смысл. Конечно, если бы нам не платили, то мы бы не работали, но это не та причина, по которой мы работаем на самом деле. Вообще, заработок не самое главное в работе, и когда мы говорим, что кто-то делает что-то ради денег, то мы имеем в виду нечто довольно сомнительное. Сейчас нам очевидно, что если мы делаем что-то только ради денег, то это плохо. Но если это так очевидно для большинства людей на планете, то почему многие из нас все еще занимаются монотонной, нудной и изматывающей работой? Почему в нынешнем обществе потребления мы полностью удалили из труда все те нематериальные блага, которые он может нам принести? Люди, занятые таким трудом, работают ли они на заводе, в колл-центре или в офисах, работают только ради денег, в этом не приходится сомневаться (едва ли такая работа может гарантировать душевный подъем). Но вопрос, который меня интересует, – «Почему?» Ответ – из-за технологии. Я сейчас не о тех технологиях, которые «сделали нашу жизнь проще», нет. Я говорю о технологии производства идей. В дополнение к изобретению разных устройств наука изобретает способы познания. В социальных науках создаются способы познания, направленные на нас самих. И они имеют огромное влияние на то, как мы поступаем. Если вы считаете, что ваша бедность – Божья воля, то вы молитесь. Если вы думаете, что бедность – результат вашей ничтожности, то вы впадаете в депрессию. А если вам кажется, что ваша бедность – результат угнетения и несправедливости, то вы начинаете восставать. Относитесь вы к своей бедности со смирением или начинаете бунтовать, зависит от того, как вы понимаете причины своей бедности. Это пример роли, которую идеи играют в формировании нашей личности. И именно поэтому технология порождения идей – может быть, одна из самых важных технологией, что дала нам наука. Есть нечто, что отличает технологию производства идей от технологий материальных. Если появляется ненужная, плохая технология, то она не задерживается в этом мире, она скоро исчезает, растворяется во времени. С идеями так не получится. Неверные представления о человечестве никуда не денутся, если люди верят в них. Потому что, веря в них, они формируют мир вокруг себя в соответствии с этими ложными представлениями. Промышленная революция принесла нам фабричную систему, в которой работа приносит тебе только деньги и радость от окончания рабочего дня. Потому что один из отцов промышленной революции Адам Смит (Adam Smith) был убежден, что люди по природе своей ленивы и не будут делать ничего, пока не увидят выгоду для себя. Адам Смит предложил в качестве выгоды банальную плату. И так мы построили фабричную систему, которая полностью основана на ложном представлении о человеческой природе. Но как только такая система была выстроена, у людей не осталось другого способа деятельности, кроме как за плату. И так это ложное представление закрепилось и чудесным образом стало восприниматься всеми как единственно верное. Примечательно, что именно Адам Смит (человек, который дал невероятный подъем массового производства), сказал о работниках на конвейере: «Человек тупеет настолько, насколько это вообще возможно». Именно «тупеет», то есть становится тупым. Хотел он того или нет, но Адам Смит ясно выразил мысль, что именно та обстановка, то заведение, в котором работает человек, создает людей, приспособленных именно к такой работе, от которой нельзя получить ничего, кроме денег. В естественных науках мы можем построить множество теорий об устройстве космоса, но его это никак не затронет: он останется таким, какой есть. А вот с теориями о человеке лучше быть осторожнее, потому что человеческая природа может измениться под воздействием этих теорий. Знаменитый антрополог Клиффорд Гиртц (Clifford Geertz) много лет назад сказал, что человек – это незаконченное животное. Он имел в виду, что наша природа является во многом продуктом общества, в котором мы живем. Мы изменяем человеческую природу, изменяя то общество, в котором мы живем и работаем. Поэтому главный вопрос, который мы должны себе задавать, создавая наши человеческие организации, звучит так: «Созданию какой именно человеческой природы я хотел бы способствовать?» Лекция социального психолога Барри Шварца (Barry Schwartz) в рамках проекта TED, подробнее см. по ссылке.


Мы в Яндекс.Дзен

Похожие новости