Юная Ассоль, хрупкая Офелия, трагичная Маргарита — все это амплуа неподражаемой Анастасии Вертинской. О том, как сложилась судьба актрисы, рассказывает
Детство
Анастасия Александровна Вертинская родилась 19 декабря 1944 года в Москве, в семье знаменитого певца и музыканта Александра Вертинского и известной художницы Лидии Циргвава.
С раннего детства она изучала иностранные языки, занималась музыкой и рисованием. С гастролей отец привозил им с сестрой чудесные подарки и баловал дочек. «Папа никогда нас с сестрой не воспитывал. Не спрашивал, что у нас в дневниках. Им был найден удивительный язык для общения. Он, например, говорил: «Я очень страдаю, когда знаю, что вы шалите». Вот чтобы он не страдал, я из последних сил держала в руках свой «жуткий» характер», — вспоминает Анастасия Александровна.
«Гамлет», в котором Анастасия исполнила роль Офелии, стал лучшим фильмом по опросу журнала «Советский экран» в 1965 году
Отец приходил в восторг, когда девочки получали пятерки по пению. Когда же, увлеченная чтением книг из семейной библиотеки, дочь запускала учебу, он гордо замечал: «В меня пошла!» Отец умер, когда Анастасии было двенадцать лет. Мать вышла на работу. Ее скромного заработка не хватало на жизнь: пришлось распродавать антикварные вещи, предусмотрительно приобретенные когда-то главой семейства.
Первые роли в кино
Предложение сняться в роли Ассоль в фильме Александра Птушко по повести Грина «Алые паруса» пришлось кстати. Но испытание славой, через которое пришлось пройти пятнадцатилетней Анастасии, оказалось нелегким.
«Ранняя слава мне сильно навредила, с тех пор я боюсь толпы. В советские времена у нас ведь не было телохранителей, машин с затененными стеклами. Я ездила в театральный институт в тех же трамваях, что и все, так же стояла в очереди за хлебом. Мало того, что меня узнавали, так каждому хотелось меня потрогать», — вспоминает Анастасия Александровна.
Образы, созданные Анастасией Вертинской навсегда останутся в памяти зрителей
Затем последовали роли Гуттиэре в фильме Владимира Чеботарева «Человек-амфибия», Офелии в трагедии Шекспира, экранизированной Георгием Козинцевым. И, как признание таланта — призы международных кинофестивалей.
Офелию она сыграла уже будучи студенткой Театрального училища имени Б.Щукина. «Она пришла на курс уже звездой. И хотя всегда вела себя очень достойно и сдержанно, для всех была человеком, который находится... бог знает где. Она понимала, что к ней — напряженный интерес: смесь зависти с благоговением», — вспоминал Никита Михалков.
Замужество
Этот благообразный мальчик в бархатной курточке на самом деле был порядочным хулиганом: отчаянным, решительным, способным на безумство. Ему не нравилось, когда на Настю кто-то обращал внимание, и как крайнюю меру доказательства своего «права на собственность» мог пустить в ход кулаки.
Когда Анастасия Вертинская и Никита Михалков встретились, она уже была звездой, а он — лишь подающим надежды новичком
Предложение он ей сделал, свесившись с балкона: «Скажешь нет — я просто полечу вниз». Оба были молоды, полны надежд. Но Настя к этому времени уже была состоявшейся актрисой, признанной в мире кино, а Никита еще строил свои планы. Анастасия не всегда воспринимала их всерьез.
С рождением сына обнаружились их разные взгляды на семью. Молодой муж оказался консерватором: в его понимании жена должна сидеть дома и варить борщи. Они развелись через четыре года совместной жизни, но смогли сохранить хорошие отношения. Когда у их сына Степана наступил кризис переходного возраста, влияние отца сыграло в воспитании мальчика свою особую, положительную роль.
Анастасия Вертинская с сыном Степаном Михалковым и его женой
Вторым мужем актрисы был Александр Градский. Вот как он вспоминает об этом: «Познакомились на вечеринке в одном доме. Я попытался за ней приударить, но из этого ничего не вышло. Зато спустя полгода у меня был концерт в спортивном лагере МЭИ под Алуштой. Настя же, как выяснилось, отдыхала в соседней деревеньке с сестрой и друзьями и кто-то рассказал ей...»
Отношения двух талантливых личностей не сложились. О браке с Александром Градским сама Вертинская вообще отказывается вспоминать: «Он продлился крайне недолго, — говорит она, — и не принес мне ни особых разочарований, ни особого обольщения».
Сегодняшний день
Среди последних работ Анастасии Вертинской роль в картине Василия Пичула «В городе Сочи темные ночи», Маргариты в «Мастере и Маргарите» Юрия Кары и Атаманши в фильме Александра Абдулова «Бременские музыканты».
Со временем актриса нашла себя в другом качестве. Она возглавляет Благотворительный фонд русских актеров, занимается творческим наследием отца, несколько лет преподавала актерское мастерство за рубежом. А еще она помогает сыну вести ресторанный бизнес.
Анастасия Вертинская не снимается в кино с начала 2000-х, но по-прежнему ведет активную светскую жизнь, дает интервью
«Я совершенно не страдаю, у меня нет никакого комплекса одинокой женщины. У меня и так семья многодетная, мне хватает опек и забот, но меня никто ни к чему не принуждает. У внуков есть родители, няни, и я могу ехать куда хочу. Другое дело, я их обожаю, я к ним рвусь и, если в субботу-воскресенье не тискаю, то очень скучаю», — признается Анастасия Александровна.
666
Юная Ассоль, хрупкая Офелия, трагичная Маргарита — все это амплуа неподражаемой Анастасии Вертинской. О том, как сложилась судьба актрисы, рассказывает Детство Анастасия Александровна Вертинская родилась 19 декабря 1944 года в Москве, в семье знаменитого певца и музыканта Александра Вертинского и известной художницы Лидии Циргвава. С раннего детства она изучала иностранные языки, занималась музыкой и рисованием. С гастролей отец привозил им с сестрой чудесные подарки и баловал дочек. «
Папа никогда нас с сестрой не воспитывал. Не спрашивал, что у нас в дневниках. Им был найден удивительный язык для общения. Он, например, говорил: «Я очень страдаю, когда знаю, что вы шалите». Вот чтобы он не страдал, я из последних сил держала в руках свой «жуткий» характер», — вспоминает Анастасия Александровна. «Гамлет», в котором Анастасия исполнила роль Офелии, стал лучшим фильмом по опросу журнала «Советский экран» в 1965 году Отец приходил в восторг, когда девочки получали пятерки по пению. Когда же, увлеченная чтением книг из семейной библиотеки, дочь запускала учебу, он гордо замечал: «В меня пошла!» Отец умер, когда Анастасии было двенадцать лет. Мать вышла на работу. Ее скромного заработка не хватало на жизнь: пришлось распродавать антикварные вещи, предусмотрительно приобретенные когда-то главой семейства. Первые роли в кино Предложение сняться в роли Ассоль в фильме Александра Птушко по повести Грина «Алые паруса» пришлось кстати. Но испытание славой, через которое пришлось пройти пятнадцатилетней Анастасии, оказалось нелегким. «Ранняя слава мне сильно навредила, с тех пор я боюсь толпы. В советские времена у нас ведь не было телохранителей, машин с затененными стеклами. Я ездила в театральный институт в тех же трамваях, что и все, так же стояла в очереди за хлебом. Мало того, что меня узнавали, так каждому хотелось меня потрогать», — вспоминает Анастасия Александровна. Образы, созданные Анастасией Вертинской навсегда останутся в памяти зрителей Затем последовали роли Гуттиэре в фильме Владимира Чеботарева «Человек-амфибия», Офелии в трагедии Шекспира, экранизированной Георгием Козинцевым. И, как признание таланта — призы международных кинофестивалей. Офелию она сыграла уже будучи студенткой Театрального училища имени Б.Щукина. «Она пришла на курс уже звездой. И хотя всегда вела себя очень достойно и сдержанно, для всех была человеком, который находится. бог знает где. Она понимала, что к ней — напряженный интерес: смесь зависти с благоговением», — вспоминал Никита Михалков. Замужество Этот благообразный мальчик в бархатной курточке на самом деле был порядочным хулиганом: отчаянным, решительным, способным на безумство. Ему не нравилось, когда на Настю кто-то обращал внимание, и как крайнюю меру доказательства своего «права на собственность» мог пустить в ход кулаки. Когда Анастасия Вертинская и Никита Михалков встретились, она уже была звездой, а он — лишь подающим надежды новичком Предложение он ей сделал, свесившись с балкона: «Скажешь нет — я просто полечу вниз». Оба были молоды, полны надежд. Но Настя к этому времени уже была состоявшейся актрисой, признанной в мире кино, а Никита еще строил свои планы. Анастасия не всегда воспринимала их всерьез. С рождением сына обнаружились их разные взгляды на семью. Молодой муж оказался консерватором: в его понимании жена должна сидеть дома и варить борщи. Они развелись через четыре года совместной жизни, но смогли сохранить хорошие отношения. Когда у их сына Степана наступил кризис переходного возраста, влияние отца сыграло в воспитании мальчика свою особую, положительную роль. Анастасия Вертинская с сыном Степаном Михалковым и его женой Вторым мужем актрисы был Александр Градский. Вот как он вспоминает об этом: «Познакомились на вечеринке в одном доме. Я попытался за ней приударить, но из этого ничего не вышло. Зато спустя полгода у меня был концерт в спортивном лагере МЭИ под Алуштой. Настя же, как выяснилось, отдыхала в соседней деревеньке с сестрой и друзьями и кто-то рассказал ей.» Отношения двух талантливых личностей не сложились. О браке с Александром Градским сама Вертинская вообще отказывается вспоминать: «Он продлился крайне недолго, — говорит она, — и не принес мне ни особых разочарований, ни особого обольщения». Сегодняшний день Среди последних работ Анастасии Вертинской роль в картине Василия Пичула «В городе Сочи темные ночи», Маргариты в «Мастере и Маргарите» Юрия Кары и Атаманши в фильме Александра Абдулова «Бременские музыканты». Со временем актриса нашла себя в другом качестве. Она возглавляет Благотворительный фонд русских актеров, занимается творческим наследием отца, несколько лет преподавала актерское мастерство за рубежом. А еще она помогает сыну вести ресторанный бизнес. Анастасия Вертинская не снимается в кино с начала 2000-х, но по-прежнему ведет активную светскую жизнь, дает интервью «Я совершенно не страдаю, у меня нет никакого комплекса одинокой женщины. У меня и так семья многодетная, мне хватает опек и забот, но меня никто ни к чему не принуждает. У внуков есть родители, няни, и я могу ехать куда хочу. Другое дело, я их обожаю, я к ним рвусь и, если в субботу-воскресенье не тискаю, то очень скучаю», — признается Анастасия Александровна.666