Ничего не меняется: я смотрю на любую новогоднюю ёлку так же, как смотрел на неё ребёнком. Это как будто вне времени. С середины декабря украшенные игрушками ёлки появляются повсюду – в магазинах, в офисах, в квартирах знакомых… Даже вот в некоторых дворах – просто на газонах. И как бы бедно такая дворовая ёлка ни была украшена, она всегда выглядит красиво… Есть в её форме что-то такое, что организует пространство по-особенному.
Когда я был ребёнком, то наряжал ёлку, как правило, вместе с прабабушкой – все остальные взрослые в это время были заняты чем-то другим. Но папа сказал мне про ёлку нечто особенное.
То есть, в этом вроде бы ничего особенного и нет: человек поделился с сыном своими воспоминаниями, рассказал сыну о своей детской игре. Вот перескажу вам, а кто-то из вас отреагирует: «Ну и что?» Ну и что с того, если кто-то из вас так отреагирует?..
Папа поведал мне, что среди игрушек на ёлке ему в детстве виделись маленькие человечки, которые думали, что он их не видит, и лазали по ёлке.
С внуком своим – моим сыном – в силу обстоятельств папа смог пообщаться немного. Но в первую зиму моего сына на этой земле папа держал его на руках, показывал ему наряженную ёлку и тоже говорил про этих человечков.
Ёлка может быть любого размера и не обязательно живая. Вот у меня зимой стоит маленькая искусственная – она, кстати, сохранилась у меня с детства. На ней помещается несколько миниатюрных игрушек. Но и человечкам тем на ней место находится. Да-да, как вытащу из кладовки ёлку, поставлю, наряжу – смотрю, а они уж тут как тут, лазают, что-то там сообщают друг другу.
Фото: gettyimages.com, Westend61
Дело тут вовсе не в фантазиях. Эти человечки – мы сами. И наш мир, такой многослойный, похож всё-таки не на пирог, а на ёлку. Так мы и переползаем или перепрыгиваем с ветки на ветку, извилисты наши пути. Всем лучшим, что есть в нас по милости Божьей, мы эту ёлку украшаем. А зачем её украшать, как не ради встречи с Богом, который воплощается, чтобы вернуть нас к настоящей жизни?
История традиции украшения ели в связи с празднованием Рождества Христова довольно занимательна, но изложение этой истории – не моя задача. Сейчас мне хочется вспомнить лишь о легенде, про которую я, выросший в советское время, узнал много позже, чем сказку про ползающих по ёлке человечков и правду о Рождестве.
Согласно этой легенде, когда святой Бонифаций (ум. 754 г.), чтобы показать язычникам бессилие их богов, срубил священный Дуб Тора, этот миссионерский приём сработал – германцы уверовали в истинного Бога. А затем новообращённые стали спрашивать Бонифация, как им отмечать Рождество Спасителя. Вот тогда-то святой и указал им на уцелевшую под ветвями упавшего дуба маленькую ель. Вечнозелёные ветви – символ бессмертия, а острая крона указывает на небо.
Не так уж важно углубляться в символику. Достаточно просто смотреть на наряженную игрушками ёлку: вот он, космос, мир, сотворённый Богом. Здесь и иерархия, и многообразие. А сказка про лазающих по праздничной ёлке человечков – это про наши путешествия и встречи. Игрушки, такие разные – у всякой своя тайна и своя история. С нынешних ёлок уже исчезла символика советская, искажавшая всё, на чём она появлялась. И теперь куда больше людей, для которых ёлка – принадлежность не Нового года, а Рождества.
Человек украшает ёлку, и вся тоскливая муть, которой так много в его душе, отступает. Человек становится чуть более зрячим. В самом этом процессе – украшения ёлки перед праздником – проявляется живое человеческое тепло, проявляется то, о чём сам украшающий может не вспоминать месяцами. А уж мастерить игрушки самостоятельно – это может стать неким пусть не духовным, но добрым душевным деланием. Ты украсил мир – кому-то стало легче жить, легче идти. И праздничная ёлка – напоминание о том, что ты не одинок.
Ничего не меняется: я смотрю на любую новогоднюю ёлку так же, как смотрел на неё ребёнком. Это как будто вне времени. С середины декабря украшенные игрушками ёлки появляются повсюду – в магазинах, в офисах, в квартирах знакомых… Даже вот в некоторых дворах – просто на газонах. И как бы бедно такая дворовая ёлка ни была украшена, она всегда выглядит красиво… Есть в её форме что-то такое, что организует пространство по-особенному. Когда я был ребёнком, то наряжал ёлку, как правило, вместе с прабабушкой – все остальные взрослые в это время были заняты чем-то другим. Но папа сказал мне про ёлку нечто особенное. То есть, в этом вроде бы ничего особенного и нет: человек поделился с сыном своими воспоминаниями, рассказал сыну о своей детской игре. Вот перескажу вам, а кто-то из вас отреагирует: «Ну и что?» Ну и что с того, если кто-то из вас так отреагирует?
Папа поведал мне, что среди игрушек на ёлке ему в детстве виделись маленькие человечки, которые думали, что он их не видит, и лазали по ёлке. С внуком своим – моим сыном – в силу обстоятельств папа смог пообщаться немного. Но в первую зиму моего сына на этой земле папа держал его на руках, показывал ему наряженную ёлку и тоже говорил про этих человечков. Ёлка может быть любого размера и не обязательно живая. Вот у меня зимой стоит маленькая искусственная – она, кстати, сохранилась у меня с детства. На ней помещается несколько миниатюрных игрушек. Но и человечкам тем на ней место находится. Да-да, как вытащу из кладовки ёлку, поставлю, наряжу – смотрю, а они уж тут как тут, лазают, что-то там сообщают друг другу. Фото: gettyimages.com, Westend61 Дело тут вовсе не в фантазиях. Эти человечки – мы сами. И наш мир, такой многослойный, похож всё-таки не на пирог, а на ёлку. Так мы и переползаем или перепрыгиваем с ветки на ветку, извилисты наши пути. Всем лучшим, что есть в нас по милости Божьей, мы эту ёлку украшаем. А зачем её украшать, как не ради встречи с Богом, который воплощается, чтобы вернуть нас к настоящей жизни? История традиции украшения ели в связи с празднованием Рождества Христова довольно занимательна, но изложение этой истории – не моя задача. Сейчас мне хочется вспомнить лишь о легенде, про которую я, выросший в советское время, узнал много позже, чем сказку про ползающих по ёлке человечков и правду о Рождестве. Согласно этой легенде, когда святой Бонифаций (ум. 754 г.), чтобы показать язычникам бессилие их богов, срубил священный Дуб Тора, этот миссионерский приём сработал – германцы уверовали в истинного Бога. А затем новообращённые стали спрашивать Бонифация, как им отмечать Рождество Спасителя. Вот тогда-то святой и указал им на уцелевшую под ветвями упавшего дуба маленькую ель. Вечнозелёные ветви – символ бессмертия, а острая крона указывает на небо. Не так уж важно углубляться в символику. Достаточно просто смотреть на наряженную игрушками ёлку: вот он, космос, мир, сотворённый Богом. Здесь и иерархия, и многообразие. А сказка про лазающих по праздничной ёлке человечков – это про наши путешествия и встречи. Игрушки, такие разные – у всякой своя тайна и своя история. С нынешних ёлок уже исчезла символика советская, искажавшая всё, на чём она появлялась. И теперь куда больше людей, для которых ёлка – принадлежность не Нового года, а Рождества. Человек украшает ёлку, и вся тоскливая муть, которой так много в его душе, отступает. Человек становится чуть более зрячим. В самом этом процессе – украшения ёлки перед праздником – проявляется живое человеческое тепло, проявляется то, о чём сам украшающий может не вспоминать месяцами. А уж мастерить игрушки самостоятельно – это может стать неким пусть не духовным, но добрым душевным деланием. Ты украсил мир – кому-то стало легче жить, легче идти. И праздничная ёлка – напоминание о том, что ты не одинок.