- 11-окт-2019, 04:00
Чем Толстой отличается от Чехова, а Стивен Кинг – от Джоан Роулинг - «Досуг и хобби»
В наше время написать книгу и даже издать ее может каждый – с технической точки зрения все сильно упростилось. Секреты писательского мастерства – тоже в открытом доступе, и изданий на тему "как стать писателем" появляется все больше. Одно из них - "Пиши рьяно, редактируй резво" Егора Аполлонова, автора канала "Хемингуэй позвонит" - приглянется как тем, кто действительно решился начать писать книгу, так и просто любителям чтения.
Эрнест Хемингуэй
Как лучше писать — подготовившись или спонтанно, следуя за мыслью, "куда кривая выведет"? Однозначного ответа нет.
Начнем с отрывка из полуавтобиографического романа Курта Воннегута "Времетрясение": "Рассказчики историй, закрепленных чернилами на бумаге, делятся на тех, кто с лету набрасывается на текст, и тех, кто упорно корпит над каждой фразой, медленно пережевывая все варианты. Назовем их ястребами и черепахами.
Ястребы пишут свои вещи быстро, сумбурно, взахлеб, второпях — как получится и как попало. А потом старательно доводят их до ума, исправляя все многочисленные косяки и переделывая все куски, которые явно не удались. Черепахи выдают по одному предложению за раз, шлифуют каждое слово, пока не останутся довольны полученным результатом, и только потом переходят к следующей фразе. Когда они завершают работу, работа действительно завершена".
Какой же подход лучше — "архитектура" или "садоводство"?
Джоан Роулинг призывает: будьте немного "садовником", немного "архитектором". Конструируйте скелет сюжета в разумных пределах, придумайте яркий финал. Все остальное — чистое творчество: "У меня всегда есть базовый набросок сюжета, но кое-что я пишу как пишется. Так веселее".
Известный советский фантаст Иван Ефремов писал: "...в науке могут быть два пути — путь смелых бросков, догадок, с отступлениями, провалами и разочарованиями и путь медленного продвижения, когда постепенно нащупывается истина. И оба полезны, и один не может обойтись без другого".
Авторская статья